Все новости

Дочь шаймуратовца бережно хранит память об отце

 Из Башкирии на фронты Великой Отечественной войны ушло более 710 тысяч человек, примерно 322 тысячи из них погибли. За храбрость и отвагу 278 воинам присвоено звание Героя Советского Союза, а 35 бойцов стали полными кавалерами ордена Славы. Рекордсменом по количеству наград стала легендарная 112-я Башкирская кавалерийская дивизия под командованием генерала Минигали Шаймуратова. Всего орденами и медалями в период войны награждены 3 860 воинов этой дивизии. 79 бойцов были удостоены звания Героя Советского Союза, еще пять человек стали полными кавалерами ордена Славы. Имена всех этих героев высечены золотыми буквами на мемориальных досках, установленных в Национальном музее Республики Башкортостан  и в Музее 112-й Башкирской кавалерийской дивизии. Мы встретились с дочерью одного из бойцов этой дивизии - Кузьмичевой Сардией Закировной. Она поделилась тем, как  сегодня чтит память о своем героическом отце - Хисматуллине Закире Абдулловиче.

Дочь шаймуратовца бережно хранит память об отце
Дочь шаймуратовца бережно хранит память об отце

Родился Закир Абдуллович 8 августа 1909 года в деревне Набиево Бурзянского района Республики Башкортостан. До войны  работал в леспромхозе лесорубом, заправлял бензопилы. На фронт его призвали осенью 1941 года. Три месяца он провел на учебке в станции Дема в Уфе. Именно там к началу 1942 года была сформирована 112-я Башкирская кавалерийская дивизия.  Колхозы и совхозы обеспечили дивизию лошадьми, продуктами и фуражом, а фабрики и заводы - обмундированием, повозками и тачанками, холодным оружием. В ряды кавалеристов призывались лучшие представители рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Должности политработников комплектовались за счет партийных работников. Комсомол Башкирии послал в эту дивизию две тысячи своих представителей. Значительное число командиров из башкир и татар было отозвано из действующей армии.  Командиром дивизии стал  полковник, коммунист Минигали Мингазович Шаймуратов, прибывший с фронта.

Закир Хисматуллин служил командиром расчета пулемета ДШК 20-го отдельного гвардейского дивизиона ПВО. В 1943 году он был ранен, но от госпитализации отказался и лично уничтожил еще семерых противников. 

- Папа знал, где погиб генерал Шаймуратов в 1943 году, - говорит Сардия Закировна. - Несмотря на гибель комдива, дивизия продолжила свой героический освободительный путь по Европе. Мой папа дошел до Берлина. Вернулся домой в конце 1945 года. После войны несколько раз к нему приезжал генерал Кусимов, лично привозил награды. Во время последней встречи он  подарил отцу книгу о башкирской дивизии.

Когда отец Сардии Закировны ушел на фронт, ему было 32 года. Дома остались беременная жена и трое детей.

-   В феврале 1942 года мама родила четвертого ребенка - сына. Две дочери - Фания и Галия - умерли в годы войны от болезни. Маме было тяжело одной в деревне Иргизлы: и работать, и за детьми смотреть, поэтому ее сестры решили перевезти  ее поближе к ним, в село Старосубхангулово, - продолжает свой рассказ Сардия Закировна. - Они запрягли корову, загрузили в телегу домашнюю утварь, привязали к телеге мамину стельную корову, а идти надо было по горной  местности 50 километров. По дороге в Старосубхангулово прошли через деревни Акбулат, Гаделгареево, Киекбаево, Миндигулово. Где они ночевали - не знаю.  Мама вспоминала, что возле горы Уракли корова отелилась, и в этот момент перед ними появился волк. Он долго смотрел на теленка, а потом развернулся и ушел. У сестер были разные догадки, почему тогда волк не напал на них. Они благополучно добрались до Старосубхангулово, матери, как супруге фронтовика, выделили отдельную комнату в доме. Сестры поддерживали маму, у них был маленький огород, он и помог выжить в голодные годы. Мой старший брат рассказывал, как он «приглядывал» за младшим братом. Еду тогда часто готовили в казане во дворе. Когда костер потухал и оставалась  теплая зола, он сажал на нее братика  и убегал играть. Малышу там было тепло и он спокойно там сидел.  Отец вернулся с войны в этот дом, там же через год родилась я.  После меня у моих родителей было еще трое детей.

Фронтовик Закир Хисматуллин в 1942 году вступил в коммунистическую партию. После войны устроился на работу в милицию. Он часто брал на дежурства Сардию, и она уже успела всех милиционеров запомнить. Как сегодня она помнит, как на стене висел телефон, а рядом была синяя скамейка. Сардия вставала на эту скамейку и звонила маме. Когда в Бурзянском районе открылся музей милиции, Сардия Закировна подарила фотографию, где были изображены милиционеры - коллеги ее отца. Она назвала поименно почти всех.

После того, как мирная жизнь начала налаживаться, в 1952 году штат  милиции сократили, и отец Закир Абдуллаевич пошел работать завхозом в школу, потом собирал вторсырье. Жизнь ветерана была недолгой, он умер в 67 лет от болезни желудка. 

Сардия Закировна, сожалеет, что в годы жизни отца была слишком юной и не расспрашивала про боевой путь. Но когда повзрослела и пришло понятие, что память  о фронтовиках надо сохранить, она начала собирать информацию о всех шаймуратовцах своего родного района. Их было 98. Она ездила по деревням, встречалась с родственниками, копировала фотографии. У нее была мечта - открыть в районе музей шаймуратовцев, но она не сбылась по разным обстоятельствам.

Тогда она решила открыть мемориальную доску на стене своего родного дома. Она  ездила в правительство республики, чтобы решить этот вопрос. В этом году она подготовила все документы для этого и надеется, что ее мечта осуществится в ближайшее время.

Могила ветерана находится на кладбище Старосубхангулово, на ней всегда цветы - все родственники постоянно ухаживают за ней и часто навещают.

Сардия Закировна благодарна главе Башкирии Радию Хабирову за то, что восстановил историческую справедливость и добился того, чтобы Минигали Шаймуратову дали звание Героя России. Когда в Уфе открыли памятник Минигали Шаймуратову, она поспешила в столицу посмотреть на мемориал.

Несколько раз Сардия Закировна была в  музее 112-й Башкирской кавалерийской дивизии в Демском районе Уфы. Однажды, когда она в очередной раз ходила по залам заведения, к ней подошла женщина и на башкирском языке спросила, что ее связывает с музеем. Сардия Закировна объяснила, что ее отец служил в этой дивизии. Тогда женщина, как выяснилось потом, она была сотрудницей музея, пригласила ее на вечер встречи с потомками шаймуратовцев. Сардия Закировна с удовольствием приняла приглашение. На этой встрече она была единственной дочерью ветерана - остальные были племянники, снохи,  внуки. Сардия Закировна тогда рассказала все, что помнит о своем отце. Там сделали фотографию на память у знамени 112-й кавалерийской дивизии. Через некоторое время Сардия Закировна вернулась в музей и передала туда фотографию своего отца.

Эту фотографию она бережет как самую дорогую реликвию. Каждый год на 9 мая она ездила в Уфу, чтобы принять участие в шествии бессмертного полка. Дочь шаймуратовца гордо несла фотографию своего отца в первых рядах.

Автор:Ирина Вильданова
Читайте нас: