Ее история началась точно так же, как и у многих хороших учителей. Жила в деревеньке девчонка, старшая дочь в семье, воспитывала и своих трех младших сестер, и соседских собирала – обучала, развлекала, научилась любить всех детей, как родных. Оттого и мечтала, сколько себя помнит, стать учителем – еще в детстве зародилась огромная любовь к этой профессии, тяга к преподаванию.
Сестры выросли, стали успешными людьми. Илюся Зиннуровна видит в этом большую заслугу отца. Он был простой рабочий, водитель, но человек всесторонне развитый – и секретарь сельсовета на общественных началах, и худрук в сельском клубе – спектакли ставил такие, что приглашали на гастроли, а как на баяне играл – заслушаешься. И дочку старшую отправил именно в то педучилище, где преподавали игру на баяне – 4 года в г. Белебее будущий учитель младших классов из Аскинского района училась еще и музыке.
До того, как приехать в Агидель в 1987 году, Илюся Зинуровна поработала и у себя в районе, и в далеком Экибастузе (Казахстан). Общий трудовой стаж на сегодня 37 лет, из них 32 – в первой школе Агидели. Поколение за поколением – бывшие ученики приводят к ней своих детей, родители старших детей отдают в ее классы детей младших, и таких «династий» уже десятки: Мухитовы, Сабитовы, Гилязовы, Сайфутдиаровы – всех сразу и не вспомнить.
Как же изменились дети за эти годы? Раньше ведь учителя боготворили, теперь времена другие…
- Сейчас в моем классе дети очень эрудированные, требуют много знаний, и каждый – индивидуум, - считает Илюся Зиннуровна. – Они действительно в чем-то превосходят учителей, в способности ориентироваться в интернете точно. У нынешних детей много источников информации. Родители их развивают: они ходят в английскую школу, на курсы скорочтения, в детскую школу искусств... И на все у них хватает энергии!
Все это хорошо, но педагог считает, что не всегда оправдано обучать ребенка до школы (родители это делают, чтобы сыну или дочке было легче) – в дошкольном возрасте должна преобладать игровая деятельность, иначе придется переучиваться.
Илюся Зиннуровна старается учитывать интересы современных детей – нет такого урока, который она провела бы без тщательной подготовки. По всем предметам, от математики до уроков труда, уже давно внедрены ФГОСы – федеральные государственные образовательные стандарты. Отличие современных методик от старых в том, что ребенок сам добывает знания, ищет ответы на вопросы, знакомится с дополнительными материалами, расширяет кругозор.
Сегодня Илюся Зиннурована работает по программе «Планета знаний», и считает эту программу лучшей из тех, по которым приходилось работать. Программа предусматривает совсем другой подход к знаниям, более основанный на общем развитии, включает моменты опережния: например, среди прочих уравнений задается такое, которое невозможно решить уже изученными способами, и ребятишки сразу интересуются: а как? Учитель объясняет, и, подойдя к нужной теме, дети ее усваивают уже легко.
У супругов Ахкамовых две дочери – Айгуль и Гульнара, два внука – Эмиль и Карим.
Всю жизнь муж Ришат поддерживает супругу морально, а вот когда ребенок был один, и была «шестидневка», поддерживать физически не мог – как «дальнобойщик» находился в рейсах, он – водитель КамАЗа. А в школе в это время три класса. Да-да, именно три! И сейчас она счастлива, что в школе три ее класса – выпускников - 11 класс и 7 класс, который уже третий год прибегает к ней в младший блок на переменах, и всех 26 третьеклашек, по которым скучала все лето, Илюся Зиннуровна обожает. Ей интересно наблюдать, как дети растут и взрослеют, в то же время тревожно за каждого ученика – что ждет его впереди.
…Вспоминая, каким был город три десятка лет назад, как жили год на квартире, снимая комнату у многодетной семьи, а потом ютились в «малосемейке», Илюся Зиннуровна восхищается нынешней Агиделью.
- Замечательный у нас город! Люблю этот город! Тихий, спокойный, красивый, уютный. Ни в одной деревне, ни в одном городе – нигде не лучше!
Семья любит свой огород, выращивают буквально все, делают много овощных и плодовых консервов (варения, соления). Но не ради пропитания держат они огород – Илюсе Зиннуровне нравится смотреть, как растет посаженное, нравится видеть, как цветут и зреют – бутоны, соцветия, семена, все как в школе, дети для нее – тоже прекрасные цветы.
- Когда начинала работать, коллектив был молодой, - заканчивает Илюся Зиннуровна. - Сейчас мы все вместе подходим к финишу, но есть достойная смена. Конечно, хотелось бы еще работать, и многие родители считают, что первая учительница должна быть как бабушка – с опытом и пониманием детей, пониманием того, когда подходить с лаской, а когда быть построже… Коллегам желаю творческих успехов, главное – здоровья, уверена – если есть любовь к детям, все можно преодолеть.