Мы привыкли считать Башкирию краем рек, озер и родников. И это действительно так. Но, как показывает статистика, только в 16 из 54 муниципальных образований республики жители обеспечены качественной питьевой водой. Наш город в их числе.
При этом агидельцы себя счастливчиками не считают - довольно часто можно услышать жалобы как на качество воды, так и на ее стоимость.
О том, насколько справедливы эти обвинения, а также о том, как организована система водоснабжения и водоотведения Агидели, мы поговорили с заместителем директора ООО «УЖКХ» по эксплуатации объектов водоканалхозяйства Розой ЯКУПОВОЙ.
- Роза Минтагировна, многие агидельцы недовольны высокими тарифами на воду. Дошло до того, что на общегородских собраниях предлагают исклю- чить очистные сооружения воды (ОСВ) из системы водоснабжения города и получать воду питьевого качества напрямую от нефтекамского водоканала.
- Почему-то многие считают, что мы покупаем техническую воду, и не прикладывая особых усилий по водоподготовке, перепродаем ее втридорога. Конечно же, это не так. Водозабор, с которого поставляется вода в Агидель, расположен на реке Кама.
Так что вода, которая поступает на очистные, далеко не идеальна, и чтобы довести ее до питьевого качества, проводится огромная работа. С помощью специальных реагентов происходит укрупнение всех примесей и взвесей, затем она осветляется, после чего фильтруется через горелую породу и, наконец, обеззараживается при помощи оксиданта хлора, вырабатываемого из поваренной соли.
На всех этапах производится лабораторный контроль силами аттестованной лаборатории ООО «УЖКХ».
Аттестация производится каждые три года: с поверкой всех приборов, испытанием и освидетельствованием электрооборудования и вентиляционных установок, актуализацией нормативных документов, аттестацией персонала - все это влияет на ценообразование.
Каждый час воду проверяют на цветность, мутность и остаточный хлор, ежесуточно - на жесткость, кислотно-щелочной баланс и наличие микроорганизмов.
Лаборант очистных сооружений воды (ОСВ) Разиба Нурмухаметова проводит анализ на определение содержания остаточного хлора.
Каждые десять дней проводится полный анализ технической и питьевой воды, в том числе взятой у потребителя. Ежеквартально исследуется на соли тяжелых металлов и раз в год осуществляется радиологический контроль.
Почему невозможно поставлять питьевую воду напрямую с очистных сооружений Нефтекамскводоканала?
Во-первых, потому что необходимо произвести работы по прокладке водовода в две нитки общей протяженностью до 80 километров (умножаем расстояние от Нефтекамска до Агидели вдвое), это требует больших финансовых затрат, которые опять же приведут к росту тарифа.
Для примера: на одном из участков водовода длиной 2,8 км нет дублирующей нитки - в случае аварийной ситуации водоснабжение Агидели будет приостановлено на время устранения ЧП.
Вопрос с финансированием этих работ решается уже много лет на уровне республики, пока безрезультатно, что уж говорить о прокладке нового водовода.
Во-вторых, ОСВ - это еще и насосная станция, позволя- ющая подавать воду на верхние этажи многоквартирных домов. В последние два года в Нефтекамскводоканале провели работы по модернизации водозабора, при этом при подборе насосного оборудования не были учтены потребности Агидели. В результате напор подаваемой в Агидель воды стал нестабильным, что привело к увели чению затрат на водоподготовку.
- А нет ли альтернативного источника водоснабжения?
- Водоснабжение города Агидель изначально предусматривало размещение водозабора на реке Кама. Вся технология водоподготовки на наших очистных рассчитана на очистку камской воды.
Одно время для снижения затрат мы переходили на снабжение водой со скважин Нефтекамскводоканала. Из технологической цепочки были выведены осветлители и фильтры - в русловой воде нет примесей, как в речной, а обеззараживать все равно нужно.
Именно тогда произошло первое серьезное сокращение персонала.Однако мы сразу же столкнулись со значительным превышением содержания марганца в ис- ходной воде. Пришлось вернуться к прежним водозабору и технологии, но без увеличения численности оперативного персонала. Поэтому много усилий было вложено в модернизацию и облегчение условий труда - то, что раньше делали девять человек, теперь успевают выполнять трое.
Раньше использовались тонны порошкообразного реагента, к тому же его нужно было разбавлять, размешивать в баках и качать насосами. Сейчас достаточно 20-30 литров гелеобразного вещества в сутки.
- Государство регулирует тарифообразование. Что делается для того, чтобы не допустить резкого роста тарифов, но при этом поддерживать огромное хозяйство в рабочем состоянии?
- Одна из главных проблем водоканалхозяйства в том, что проектные мощности загружены менее чем на 10 процентов.
С каждым годом снижается потребление воды и соответственно количество стоков, а электроэнергии для их транспортировки требуется по-прежнему много. Чтобы снизить затраты, мы перешли на использование менее энергоемкого насосного оборудования.
Также мы заменили вакуумные насосы, которые используются при перемешивании реагентов, на экономичный компрессор. Еще в 2006 году была проведена консервация хлораторных на очистных воды и канализации, это позволило уйти от использования токсичного жидкого хлора, который опасен и при транспортировке, и при хранении, и в процессе обеззараживания.
Нам удалось выйти из реестра опасных производственных объектов.
Сегодня обеззараживание производится с помощью специальных установок «Аквахлор».
Старший лаборант ОСВ Светлана Коротаева у установки «Аквахлор», которая производит оксидант (гипохлорит натрия - вещество для обеззараживания воды) из обычной поваренной соли.
Еще одна проблема, общая для всех водоканалхозяйств республики - износ сетей. Чтобы снизить ее остроту, были установлены частотные регуляторы на ОСВ и центральной канализационной насосной станции (ЦКНС).
Это позволяет избежать больших скачков при перезапуске насосного оборудования и дает возможность своевременно обнаруживать порывы на сетях.
Три из пяти насосных станций переведены на автоматический режим работы - теперь на их обслуживании задействованы девять машинистов вместо 25.
На ЦКНС были произведены работы, которые позволили возобновить подачу стоков на неработавшем в течение 10 лет дублирующем коллекторе.
На ОСК благополучно выполнили восстановление второй технологической линии, вложив в это собственные средства, а в 2019 году реконструировали здание решеток.
Затраты на проектирование также оплатило УЖКХ, с остальным помогла республика.
В настоящее время ведутся работы по перепланировке пустующих помещений производственного корпуса ОСК, что позволит сэкономить на отоплении. На энергосбережение направлены также работы по замене окон в производственных корпусах.
- Сколько человек сегодня трудится на объектах водоканалхозяйства?
- На очистных сооружениях воды и канализации, на обслуживании городских сетей и участке по ремонту оборудования работают 54 человека, 6 из них - это инженерно-технические работники и 48 - оперативный персонал.
Кому-то покажется, что это очень много. На самом деле, мы сократились до минимума. Но нужно понимать, что водоснабжение и водоотведение - это работа круглосуточная.
Операторы дежурят посменно, а слесари аварийно-восстановительных работ всегда наготове - в любое время их могут поднять по тревоге. Чтобы работать в таких условиях, нужно быть настоящим патриотом своего дела. Несмотря на отсутствие текучки, кадровая проблема, конечно, есть - те же операторы условно говоря пришли сюда работать 33 года назад и теперь почти все уже достигли пенсионного возраста.
Однако коллектив у нас сложившийся, работоспособный. Это настоящие специалисты своего дела!
- Спасибо за интервью, с наступающим праздником!
КСТАТИ В Башкирии приступили к реформированию отрасли - уже с 2020 года водоканалхозяйства некоторых городов передают в ведение республики.
Это позволит получить финансирование в рамках национальных, федеральных и региональных проектов. Так, на обеспечение жителей качественной питьевой водой по нацпроекту «Экология» Башкортостану выделено более 4 млрд рублей.