Место работы - вся страна
Сардия Закировна Кузьмичева родом из села Старосубхангулово Бурзянского района. и летний сезон ежегодно проводит на своей родине. А вот прежде чем обосноваться в Агидели, она успела поработать во многих уголках не только нашей страны, но и ближнего зарубежья. Она - изолировщик труб высшего разряда, и эта профессия одна из самых востребованных в строительстве электростанций. Образование она получила в А ш х а б а д с ко м п ол и т ех н и ч е - ском техникуме. Трудовую деятельность начала в 1963 году в городах Салават и Стерлитамак. Потом началась бесконечная череда командировок. Сначала Сызраньская ТЭЦ, затем Тбилисская ГРЭС, Конаковская ГРЭС. В 1965 году запустили первый блок ТЭЦ-12 города Москвы. Осенью этого года поехала в Саранск на строительство ТЭЦ-2. Поработав там один год, снова поехала в Москву, а оттуда - в Каширскую ГРЭС, где познакомилась с будущим мужем Борисом Кузьмичевым. Он тоже был передовиком производства, в 18 лет стал бригадиром электромонтажников.
Поженились они в 1968 году. Из Каширы они приехали в Уфу на ТЭЦ-4, а оттуда их перевели на Кармановскую ГРЭС. В 21 год Сардия уже была бригадиром, изолировщиком 4 разряда. В 1969 году именно ее бригада запустила там первый блок. Когда строительные работы в Карманово завершились, они с мужем отправились на Ириклинскую ГРЭС Оренбургской области. Там они за один год запустили два блока.
Получив направление в Среднюю Азию, супруги Кузьмичевы выбрали Туркменистан, строили Марыйскую ГРЭС. Первый блок они запустили в 1973 году. За эту работу и Сардия, и Борис были представлены к государственной награде. Забегая вперед, скажем, что через 20 лет работы Сардию Закировну наградили медалью «Ветеран труда СССР".
Пока жили и трудились в Туркменистане, Сардия Закировна успела побывать в командировках в Москве, на Рязанской, Дягилевской, Рефтинской, Среднеуральской ГРЭС. В 1988 году, пока ждали начала строительства второй очереди Марыйской ГРЭС, приехали на строительство БашАЭС. Им суждено было здесь остаться, так как потом случился развал СССР.
В 49 лет Сардия Закировна стала пенсионеркой, но работать не перестала. Когда строительство БашАЭС закрыли, она вышла торговать на городской рынок. Ездила с агидельскими «челноками» в Москву в качестве путеводителя. В 2004 году эпопея с электростанциями получила продолжение - их с мужем позвали на Сургутскую ГРЭС. К этому времени она уже освоила профессию электромонтажника по вторичным цепям, работала на подстанциях Ханты-Мансийской и Ямало-Ненецкой автономных округов, за полярным кругом - в Ванкоре. В 2013 году она овдовела, но продолжила ездить по командировкам: Астрахань, Буденновск, Новокузнецк. Однажды, когда за ночь пришлось собраться и уехать в Усть-Лабинскую подстанцию в Краснодарском крае, она решила - хватит. Тогда ей был уже 71 год!
Романтика супругов не покидала никогда, они даже путешествия на мотоцикле по Советскому Союзу по маршруту: Мары - Ашхабад - Кисловодск - Баку - Тбилиси - Сочи - Волгоград - Москва - Уфа - Бурзянский район совершили два раза - в 1978 и 1986 годах. Они воспитали троих детей, каждый ребенок нашел свое достойное место в жизни - старший сын сегодня в Москве, дочь - в Сургуте, а младший сын живет здесь, в Агидели, работает вахтовым методом. Мужская профессия не вытеснила из ее жизни женское хобби - Сардия Закировна любит бисерную вышивку, а летом в родной деревне держит кур и козу. Каждый год посещает Капову пещеру. Не прочь она и по реке Белой на лодках сплавиться, и в лес за грибами-ягодами сходить.
Выбрала мужскую профессию
Также необычные для женщин профессии освоила другая героиня - Замира Мансуровна Юнгайтис. Выросла она в Караидельском районе, трудовой путь начала в 1971 году бухгалтером в колхозе. в 1973 году уехала в Свердловск и освоила профессию водителя трамвая. Через год работы приехала в родную деревню в отпуск, тут ее знакомый парень признался в любви и больше и не отпустил в город. Молодые люди поженились, и Замира снова вернулась к счетам - вышла работать бухгалтером. Когда их первенцу было год и 8 месяцев, молодая супружеская пара уехала в Казахстан. Там в своем доме жила старшая сестра, которая их и приютила.
На новом месте Замире пришлось овладеть другой специальностью - варщицей пива. Пять лет она отработала в пивзаводе и заработала место на городской Доске почета. Трудолюбивая деревенская девушка не боялась никакой работы.
В 1982 году она стала машинистом мостового козлового крана. 19 лет она проработала в мужском коллективе в депо в городе Экибастуз. Она может с гордостью рассказывать о тонкостях своей профессии, но отмечает только одно - на ГРЭС, в которой она работала, самая высокая дымовая труба в мире - 420 метров - выше Эйфелевой башни! В 2001 году она вернулась в Башкирию, выбрала самый молодой город - Агидель. До 52 лет она работала крановщицей на заводе железобетонных изделий в городе Нефтекамск.
Полвека в медицине
Следующая героиня - обладательница самой женской профессии - врач-педиатр. Райса Хайрисламовна Сафиуллина без малого четыре десятка лет проработала в нашей городской поликлинике участковым врачом-педиатром.
Р о д и л а с ь Райса Хайрисламовна в Салаватском районе. Ее родители были учителями, вырастили шестерых детей. В их деревне была только восьмилетняя школа, Райса училась хорошо, поэтому родители решили отдать ее в школу-интернат №1 города Уфы, чтобы получить среднее образование.
Девушка с детства мечтала стать врачом, но первая попытка поступить в мединститут была неудачной, и она освоила профессию медсестры. Затем удача ей улыбнулась и она стала студенткой медвуза. Во время учебы в институте вышла замуж, на 4 курсе родила своего первенца. Пока Райса Хайрисламовна училась, муж Фанави Акмалович работал в детском санатории в Улу-Теляке, и молодая мама каждый день ездила оттуда в Уфу на учебу.
Супругов, дипломированных специалистов, минздрав направил на работу в участковую больницу в Аскинский район. Там они проработали 8 лет. Как вспоминает одна из участниц клуба «Аулак ой», Сафиуллины в те годы были самыми уважаемыми и любимыми врачами в районе. Она вспоминает как Фанави Акмалович ежемесячно навещал ее отца, инвалида 2 группы. А Райса Хайрисламовна без устали ездила по деревням по бездорожью, леча больных детей.
В 1986 году главврач Аскинской больницы предложил Сафиуллиным переехать в строящийся перспективный город Агидель. Райсу Хайрисламовну приняли врачом в городскую поликлинику, а ее супруг устроился на работу в Новокабановскую участковую больницу. До 72 лет работала наша героиня в городской поликлинике. Много случаев в ее практике было, но она всегда помнила совет своего мужа: «Тебе здесь жить до старости лет, поэтому никому не отказывай в помощи». Райсу Хайрисламовну с благодарностью вспоминают тысячи мам и бабушек нашего города. А ее упорству можно по-хорошему позавидовать. Работая не покладая рук в медицинском учреждении более полувека, она воспитала двоих сыновей. Ее дом всегда является центром притяжения для родственников и соседей. А теперь он наполнился еще звонкими голосами шестерых внуков.
Танец - ее жизнь
Зажигательным башкирским танцем сорвала громкие аплодисменты и щедрые комплименты Финия Юсупова. Ее история заставила задуматься: а правильно ли мы делаем, самостоятельно решая судьбу своих детей? Родители Финии родом из Балтачевского района, но большую часть своей жизни прожили в Нефтекамске. Там же прошли детство и юность нашей героини. Ее отец был человек творческий: театрал, певец, танцор. По его стопам пошла и Финия: с 4 класса начала заниматься в именитом ансамбле народных танцев «Дружба» под руководством Павла Сайранова. Ее первым партнером по танцам был Миниахмет Зарипов. В Нефтекамск часто приезжали хореографы ансамбля имени Файзи Гаскарова и ставили им танцы.
Вскоре пару позвали работать в городскую филармонию. Но Финия тогда еще была школьницей и ей надо было поступать учиться. Она успешно прошла несколько просмотров для поступления в хореографическое училище, оставалось ждать буквально несколько недель, но мама твердо сказала, что ее дочь артисткой не будет и отправила учиться в город Октябрьск на кондитера. Два года учебы Финия считает бездарно прожитыми.
Но девушка танцы не бросила, в свободное время продолжила выступать. Она гастролировала по Башкортостану и Татарстану в составе бригад певцов Филюса Гареева, Вакила Мурзина, Розы Хабибуллиной, Салавата Аксанова,Юнира Салаватова и других известных исполнителей. Потом она выучилась на техника-технолога машиностроительных работ и несколько лет работала на заводе НефАЗ диспетчером в сварочном цеху.
В 2004 году она уехала на север и в свободное время тоже подрабатывала на подтанцовке в Доме культуры.
Сейчас она живет в Агидели, помогает двум дочерям воспитывать внучек. Финия со слезами вспоминает, что ее мама перед уходом в мир иной просила у нее прощения за то, что сломала ее жизнь. Финия, конечно же, не была в обиде на свою маму, ведь каждая мать желает своей дочери лучшей жизни. Танцевальное искусство, которое не стало для нее профессией, всегда занимало большое место в ее жизни. Она танцует, потому что хочет и это доставляет ей удовольствие.
Путешествие ради детей
Розу Асаеву многие знают как бывшего корреспондента газеты «Огни Агидели». Читатели с удовольствием читали ее материалы о событиях в городе и жителях. Но на встречу в клуб «Аулак ой» ее пригласили по другому поводу - рассказать о своих путешествиях.
Все ее пут е ш е с т в и я связаны с нео б х о д и м о стью видеться с семьей дочери, которая живет в Америке, в городе Даллас штата Техас. Ей приходится бывать в разных с т р а н а х , чтобы получить визу. П е р в у ю визу она получала в Киеве в 2018 году. Пройдясь по улицам, площадям, паркам, Роза Мидхатовна отметила, что столица Украины растеряла свою былую роскошь, которой она восхищалась в 1987 году во время туристической поездки. Но надо отдать должное: простые украинцы, киевляне не проявляли к ней негативного отношения.
За второй визой пришлось отправиться в маленькое островное государство – Маврикий, расположенный в Индийском океане, южнее экватора, в 900 км от острова Мадагаскар. «Я получила райское удовольствие не только от уникальной природы, Индийского океана, но и от общения с соотечественницами, такими же как я - нэнэйками, прилетевшими за тридевять земель, чтобы, получив американскую визу, наконец-то увидеться со своими детьми и внуками», - рассказывает она. Но получение визы с каждым годом становится сложнее. Поэтому она решила получить Грин-карту, с помощью которой приобретаешь статус постоянного жителя Америки.
С 2018 года Роза Мидхатовна участвовала в розыгрыше Грин-карты, и в 2022 году она, наконец, выиграла возможность ее получить. Но для этого необходимо подготовить пакет документов, пройти собеседование в посольстве США. К 2023 году собеседование можно было пройти в посольствах США, расположенных либо в Узбекистане, либо в Польше. Роза Мидхатовна с мужем выбрали Варшаву, так как количество успешно прошедших собеседование было там больше, чем в Ташкенте. Получив венгерскую шенгенскую визу, через Будапешт они попали в Варшаву.
На собеседовании в американском посольстве их попросили предъявить дополнительно справки о несудимости в Китае и Иране, где они работали на строительстве атомных электростанций: Тяньваньской и Хулудао в Китае и Бушерской в Иране. Вернувшись в Москву, они обратились в посольства Китая и Ирана. Сотрудники иранского посольства выдали справки, а китайское посольство объяснило, что справки выдаются в Китае при личном обращении. Пришлось получить китайскую визу в Екатеринбурге и лететь в Пекин, а оттуда на скоростной электричке до Хулудао. С помощью китайского переводчика она получила справку.
И пока ее переводили с китайского на английский язык и нотариально заверяли, Роза Мидхатовна отдыхала на море, общалась с китайцами. Уровень жизни, благосостояние большей части населения Поднебесной значительно выросли, считает она. И если в начале 2000-х годов им приходилось много и упорно трудиться, то сейчас многие, особенно молодые китайцы, могут позволить себе отдых на берегу моря.
Все собранные справки она привезла в американское посольство в Варшаве. И пока там решали дать им визу или нет, все свободное время они с мужем любовались европейскими столицами: Будапештом и Варшавой.
«Везде мы чувствовали доброжелательное отношение к себе. Обычные европейцы далеки от политики. А один поляк, моего возраста, читал отрывок из «Евгения Онегина», сказав, что раньше они изучали русскую литературу в школе», - говорит наша героиня. Через несколько дней ей вручили американскую визу. Но для получения самой Грин-карты надо было лететь в Америку. 31 октября 2023 года она прилетела в Штаты, через месяц получила Грин-карту, а еще через месяц получила социальный номер и кредитную карту.
«Подводя итоги своих наблюдений, могу сказать: чтобы хорошо жилось в США, необходимо быть молодым, владеть востребованной профессией, знать английский язык, непременно водить машину и быть готовым много и интенсивно трудиться. Только совокупность этих условий дает шанс воспользоваться всеми благами американского образа жизни: а именно: иметь комфортное жилье, питаться натуральными продуктами, много путешествовать, посещать концерты и т.п, - рассказывает она. - И еще одно наблюдение: нам, жителям России, характерна глубинная установка на обязательное владение недвижимостью: домом, квартирой. Подавляющее большинство американцев, особенно молодые, предпочитают арендовать жилье. Это дает им больше свободы, например, если их пригласили на более высокооплачиваемую работу, они сдают арендованное жилье и уезжают в другой штат и там арендуют жилье. Оснащенность жилья бытовой техникой, встроенными шкафами, гардеробными и т.п. такова, что позволяет въехать и начать сразу жить. Люди постарше, более обеспеченные, имеющие свой бизнес, работающие на себя, имеют свое жилье, содержание которых требует значительных как денежных затрат, так и своего личного времени. По американским законам нельзя оставлять ребенка одного до достижения им 12 лет. В школу надо отвезти, из школы встретить. Сопровождать на детской площадке. Дома тоже нельзя его оставить одного. И если оба родителя работают, то вписаться во временной график сложно. Возможно, поэтому многие российские бабушки едут в Америку, чтобы помочь детям адаптироваться к жизни в новых реалиях. И самый важный для меня лично вывод: живя в России, я чувствую себя социально защищенной в большей степени».