На выезде
Мы решили изучить работу фельдшеров скорой помощи изнутри, на примере трудовой смены одного работника. Выбрали единственного мужчину, работающего в посте г. Агидель межмуниципального отделения скорой медицинской помощи на базе городской больницы города Нефтекамск - Ришата САГИТОВА.
Когда узнала, что его ближайшая смена выпадает на воскресенье, даже обрадовалась - не нужно отрываться от основной работы, можно посвятить общению сколько угодно времени.
Рано утром отправилась в пост г. Агидели. Моего героя там нет. Звоню Ришату, сообщаю, что я прибыла на место. Он отвечает, что пока обе бригады на вызове, как только освободится, приедет на базу. Жду его 40 минут, получаю сообщение: «Я уехал на другой вызов». Прошло еще 40 минут. «Вызов был тяжелый», - вернувшись на базу, сообщает мне Ришат. Я интересуюсь, что случилось. «У женщины упало давление, пришлось долго искать вену, чтобы поставить капельницу и стабилизировать».
Пока он заполнял карту вызова, поступает следующий звонок: ребенок, 6 лет, температура 40. Фельдшер записывает адрес, уточняет подъезд, этаж и код домофона.
Я выезжаю вместе с бригадой. В дороге осматриваю машину скорой помощи. Хотя фельдшеры на вызов едут рядом с водителем, в этот раз я попросила Ришата сесть в медицинский салон, чтобы рассказать о его оснащении. Чего только там нет: салон оснащен современным комплексом аппаратуры и оборудования. Сюда входят: электрокардиограф, аппарат искусственной вентиляции легких, аспиратор, тонометр, фонендоскоп, ингалятор, глюкометр, кардиомонитор, пульсоксиметр, тележка-каталка, носилки, шины, травматический, перевязочный и акушерский наборы, термоконтейнеры для хранения растворов и многое другое. Термометр показывает температуру в салоне: 15 градусов, при необходимости можно включить печку.
С мигалкой по встречной полосе
Ришат уходит к больному, а я остаюсь в машине, чтобы поговорить с водителем. Зовут его Инзиль, работает в скорой около пяти лет. Меня интересовали два вопроса: за сколько минут максимально быстро можно доехать до Нефтекамска и часто ли водителям приходится помогать фельдшерам. Инзиль рассказал, что на дороге автомобили «скорой» с включенными спецсигналами могут нарушать любые правила дорожного движения: проезжать на красный сигнал светофора, двигаться по встречной полосе. Ведь во многих случаях жизнь пациента зависит от своевременной доставки его в больницу. Но как опытный водитель он не поедет сломя голову - в любом случае удостоверится, нет ли встречных машин, уступают ли дорогу другие автомобили и пешеходы.
«В Агидели движения мало, можно и не включать спецсигнал. А в Нефтекамске часто приходится стоять на светофоре - не все водители порядочные и спешат уступить дорогу», - говорит он.
В экстренных случаях, если автомобиль новый, можно доехать до Нефтекамска и за 18-20 минут. По договору водители работают и санитарами - помогают переносить больного на носилках, в сложных случаях могут и помогать проводить какие-либо манипуляции с пациентом.
Кроме нашего города, агидельские бригады обслуживают еще 11 близлежащих деревень. Поэтому водители всегда оставляют запас бензина, потому как в нужный момент может быть пересменка или заправка автозаправочной станции.
Вызов принят!
Ришат выходит минут через 15, возвращаемся на базу. Пока есть время, изучаю там организацию деятельности станции скорой помощи. Всего в Агидели работают 8 бригад, дежурят по две. В состав бригады входят фельдшер и водитель-санитар. Фельдшеры работают по 24 часа, а водители - по 10. Пересменка в 8 часов утра и еще в 20 часов у водителей.
Перед тем, как принять смену, фельдшер проверяет исправность всего оборудования и наличие лекарственных средств. Звонки от диспетчера, который находится в Нефтекамске, поступают к нему на сотовый телефон. Фельдшер заполняет лицевую сторону карты: номер наряда, время передачи вызова бригаде, адрес и повод к вызову. На месте вызова заполняет фамилию, имя отчество, возраст, анамнез. Завершает работу над заполнением карты уже на базе: записывает лечебно-диагностические мероприятия, результат вызова и другие данные. Далее он вводит данные про вызов в программу «ПроМед». В конце смены фельдшер заполняет отчет об использовании оборудования и лекарственных средств и другую информацию.
Ришат объяснил мне, почему некоторые вызовы ставятся в очередь и больным приходится ждать. Дело в том, что вызовы подразделяются на экстренные и неотложные. Приоритетным будет вызов скорой помощи в случаях: потери сознания, ДТП, тяжелых травм, помощи беременным и рожающим женщинам, младенцам, к пациентам, которые умирают, вызовов со стороны экстренных служб (полиция, служба спасения, пожарные бригады). Скорая помощь вызывается также и для того, чтобы констатировать смерть человека, если это выходные и праздничные дни, когда участковые врачи не работают.
Профсоюз сближает
Станция скорой помощи занимает несколько помещений в здании больницы. Ординаторская совмещена с кабинетом отдыха медперсонала, есть комната отдыха водителей, кухня-столовая, санитарская. Здесь недавно был ремонт, и все смотрится уютно, чисто и красиво. На подоконнике замечаю рассаду петуний: оказывается, медики сами украшают свою территорию, убирают ее, сажают цветы, проводят весенние и осенние субботники.
Совместный труд сближает коллектив, и тут налажены хорошие взаимоотношения, в основе которых согласие и взаимовыручка. А объединяет сотрудников, отстаивает их права и защищает их интересы профсоюзная организация городской больницы города Нефтекамск. Профсоюз и помог оснастить кухню необходимым оборудованием: холодильником, микроволновкой, электрическим чайником.
Медики рассказали, что через профсоюз можно получить со скидкой путевки в санатории, туристические поездки, билеты на концерты, а также весело и пользой провести время на мероприятиях: спартакиадах, турслетах, культпоходах.
Ришат тоже принимает активное участие в жизни профсоюза. В начале апреля он выступил на XII Спартакиаде среди работников здравоохранения северо-западного региона Республики Башкортостан, которая прошла в Краснокамском районе. Все коллеги поздравили его с третьим местом в соревнованиях по настольному теннису.
Дружба с настольным теннисом у него с детства - в школе он очень любил уроки физкультуры. Впервые выступил на соревнованиях, когда был студентом Бирского медколледжа. А сегодня в свободное время играет в теннис в спортивно-досуговом центре «Агидель» вместе с водителем «скорой» Альфредом Насыровым, который, кстати, на этой Спартакиаде занял первое место по дартсу.
Родители плохого не посоветуют
Родом Ришат Сагитов из деревни Мута-Елга Аскинского района. Он был третьим, младшим сыном в семье.
- В детстве прямо-таки мечты стать медиком не было, - признался Ришат. - В школе больше всего из предметов нравилась биология, плюс родители посоветовали. Что-то о медицине я слышал от знакомых, чем-то сам интересовался, всё это казалось тогда очень интересным. И к окончанию школы я не мог себя видеть никем, кроме как фельдшером скорой помощи, поэтому и поступил в медицинский колледж. Еще во время учебы скорая помощь настолько заразила собой, настолько влюбила в себя, что скоро меня официально трудоустроили. Два года работал в Бирске, потом переехал в Нефтекамск. Мне не страшно быть ответственным за здоровье людей, ведь может сложиться ситуация, когда от меня будет зависеть жизнь человека. Для этого и нужно было учиться, и учиться хорошо. Чем больше будешь знать, тем лучше сможешь оказать ту самую необходимую помощь. А зарплата не пугает. Думаю, ни один хороший медик голодным не сидит. А деньги ведь не самое важное. Важнее удовлетворение от работы.
Его слова поддержала напарница по смене Регина Загыртдинова. Но в отличие от Ришата, она с детства мечтала стать акушером: «Помогать детям появляться на свет». После школы поступила в Туймазинский медколледж на акушерское отделение. Но после первого курса мама уговорила ее перейти на фельдшерское отделение. И Регина ни разу не пожалела о принятом решении.
- Я пробовала работать в поликлинике, но работа в скорой мне нравится больше, - говорит она. - Во-первых, меня устраивает график работы, во-вторых, насколько эта работа живая, динамичная, ты не можешь предугадать, как будут разворачиваться события, какие тебя ждут пациенты. Вот этой своей динамикой, непредсказуемостью, драйвом она в себя и влюбила.
Вызовите «скорую»!
- А бывали ли ситуации, когда ты не знал, как поступить, как оказать помощь? - спрашиваю я у своего собеседника.
- Если ты профессионал, то такого не случается никогда, - уверенно отвечает Ришат. - Для каждой ситуации прописан определенный протокол, по нему и работаем. Иногда бывают тяжелые случаи, когда на пациента уходят много времени и сил. Недавно полсмены провел, борясь за жизнь пожилой женщины, которая на вызове потеряла сознание, перестала дышать и была практически без давления. В разных ситуациях отправлять одну бригады или две - решают диспетчеры. Иногда приходится прибегать к помощи правоохранительных органов, когда буйствует пациент в алкогольном опьянении или психическом расстройстве.
Известно, что медики каждые пять лет проходят аккредитацию, вдобавок к этому с ними проводят дополнительное обучение при угрозе возникновения каких-либо эпидемических ситуаций. Например, работники скорой помощи прошли специальное обучение, когда началась пандемия коронавируса.
- Нет, заразиться коронавирусом мы не боялись. Средствами защиты мы были полностью обеспечены. И костюмами, и масками, и бахилами, и перчатками. Правда, в этих костюмах было непросто - жарко и тяжело дышать, - признался Ришат. - Но мы вскоре адаптировались, так как за работой все отодвигалось на второй план. А еще в первое время казалось странным передвигаться по пустому городу - как будто ты нарушаешь установленную тишину. Конечно, тогда люди стали чаще звонить в «скорую».
Я попросила медиков дать несколько советов тем, кто вызывает «скорую». И Ришат, и Регина ответили синхронно: назвать точный адрес и код от домофона, при возможности встречать «скорую», четко сформулировать жалобу, закрыть в другую комнату кошек и собак, в случае, если нужна госпитализация, подготовить документы: паспорт и полис обязательного медицинского страхования, и пакет с необходимыми вещами: тапочками, сменным бельем, средствами гигиены.
Признаюсь, «скорую» я вызвала всего один раз в жизни, когда у ребенка температура поднялась до сорока. Когда бывают ситуации, что надо бы вызвать «скорую», всегда торможу, боясь побеспокоить их в тот момент, когда в их помощи есть более нуждающиеся. И каждый раз, провожая взглядом автомобиль «скорой», думаю, что на этой работе могут трудиться только фанаты своего дела, люди, которые, кроме профессионализма, обладают железными нервами, терпением, добрым сердцем, способным разделить чужую боль.