Все новости
Экономика
1 Октября 2019, 10:55

Отправка зерна не состоялась. Почему?

Глава судостроительной компании «Стапель» и депутат городского Совета Михаил Кулаков объяснил, почему так широко анонсированная пробная отгрузка башкирского зерна сорвалась. А также рассказал, с какими сложностями столкнулась российско-турецкая зерновая компания «Велес», которая планирует построить в Агидели элеватор.

Во время визита на тот момент врио главы республики Радия Хабирова было заявлено о пробной отправке башкирского зерна из Агидели в Турцию.


В суете и из-за схожести агидельского проекта с илишевским, где размещается зерновой элеватор и также планируются водные грузоперевозки, в СМИ прошла ошибочная информация.


Про пункт назначения (Иран) и дату отгрузки (20 августа). Позже была обнародована дорожная карта агидельского проекта, в которой днем «Х» должно было стать 20 сентября.


Однако отправка зерна, о которой раструбили региональные СМИ, в том числе и наша газета, не состоялась. После этого в городских пабликах появились язвительные посты и комментарии, авторы которых упражнялись в остроумии, поминая засохшую от времени лапшу на ушах агидельцев и сакральное «а выборы-то прошли».


В обсуждение призывали гендиректора компании «Стапель» и депутата городского Совета Михаила Кулакова, докладывавшего Хабирову о возможности отправлять из Агидели суда класса «река-море», в том числе для перевозки зерновых культур. Однако Михаил Юрьевич хранил молчание. А на прошлой неделе он разъяснил ситуацию коллегам-депутатам и корреспонденту «ОА».


Главной причиной, по которой не удалось осуществить задуманное, стала ситуация на рынке зерновых культур. Стоимость башкирского зерна третьего класса мягких и твердых сортов в сентябре составила 12 рублей за килограмм. В порту Новороссийска зерно лучшего качества продавали по 9,5 руб. за кг, а в Турции - примерно по такой же цене, которую запрашивали у нас.


Какой смысл нести транспортные расходы - минимум четыре рубля за километр, если никакой выгоды, кроме убытков, грузоперевозка не принесет? А убытки, к слову, могли составить 12 млн. рублей.


Что потеряли агидельцы? Вроде ничего. Никто не отнял у них ни денег, ни рабочих мест. Возможно, не оправдались надежды жителей города стать свидетелями события, разрекламированного без учета рыночной конъюнктуры, которая к этому моменту сложилась неудачно. Однако, это просто бизнес - никакой политики.


Тем временем, турецкие партнеры Кулакова, которые планируют инвестировать в создание у нас площадки для приема, хранения и отгрузки зерновых культур, а впоследствии - полноценного элеватора на воде, столкнулись с рядом проблем. Выяснилось, что земельный участок, который наилучшим образом подходит для размещения временного терминала, находится в федеральной собственности, при этом в составе других участков предоставлен в бессрочное пользование.


Понятно, что пока не будут урегулированы вопросы собственности и землепользования, об инвестициях речи идти не может. Плюс сложившаяся ситуация на рынке (и речь идет не только о стоимости, но и о качестве башкирского зерна) - насколько целесообразно замораживать деньги в расчете на изменение ситуации, когда навигационный сезон подходит к концу?


- Получается, кругом - засада: по земле, по цене и по качеству, - сетует Михаил КУЛАКОВ. - И хотя это не основной проект компании «Стапель», я просто помогаю турецким партнерам, была проделана огромная работа, в частности, по разработке техусловий для размещения временного причала. Очень обидно, что она не увенчалась успехом.


Но ставить крест на создании в Агидели порта еще рано. У него - огромные перспективы, благодаря тому, что речные перевозки - это очень выгодно. Но реализовать проект можно при условии, что будет построена ветка, соединяющая Горьковскую и Куйбышевскую железные дороги: Уфа - Бирск - Янаул - Агидель. Это позволит сократить маршрут доставки грузов из столицы региона с 600 до 176 километров.


Планы по строительству спрямляющей ветки, которая в глобальном масштабе соединит китайские Урумчи и российский порт Архангельск на Белом море, недавно озвучил глава РБ Радий Хабиров. Понятно, что реализация этих планов - дело не быстрое.


А что с программой-минимум - ремонтом одноколейки Амзя-Агидель, о котором было объявлено ранее?


- В январе текущего года была подготовлена дефектная ведомость, согласно которой стоимость ремонтных работ составила 318 млн. рублей. Позже ее увеличили до 380 млн. А после госэкспертизы она выросла до… 1 млрд.56 млн. рублей. В данном случае такая щедрость оказала медвежью услугу. Это бюджетные деньги, вкладывая которые, государство ждет скорейшей отдачи. А как окупить столь серьезные затраты, если возить пока нечего? То же зерно - турки планировали закупать его не только в Башкирии. Его можно возить уже сейчас из Казахстана, где оно гораздо дешевле и лучшего качества. Это около 800 км по автодорогам. Но как это осуществить, если дорога Арлан-Агидель не предназначена для машин с большой грузоподъемностью? И даже ремонт, который сейчас ведется, не решает проблему - новое дорожное покрытие не переводит автоматически дорогу в другую категорию. Остается надеяться на создание индустриального парка, которое было озвучено на совещании при руководителе администрации главы РБ Александре Сидякине. По закону, для вновь создаваемых индустриальных парков государство выделяет до 500 млн. рублей на реконструкцию инфраструктуры, в том числе транспортной. Этих средств должно хватить в том числе и на ремонт одноколейки.


Как бы то ни было, российско-турецкая зерновая компания «Велес» не отказывается от взятых обязательств. К вопросу отправки зерновых в Турцию она планирует вернуться будущей весной.
Читайте нас: