Все новости
Экономика
10 Июня 2021, 16:17

Как связаны солнечная электростанция и демонтаж железной дороги?

Недавно в соцсетях на городском паблике «Подслушано в Агидели» жители города подняли волну недовольства: «За депо разбирают железную дорогу! Наверное, новую будут прокладывать!» В комментариях были и другие мнения: «Песок продали, лес продали, рельсы продали... скоро и до людей доберутся», «Интересно, правоохранительные органы сидят в этом чате и предпринимают ли какие-нибудь действия?» В общем, вопросов и предположений много, а что же происходит на самом деле, мы решили разобраться.

История вопроса
Сначала необходимо выяснить, а кому в настоящее время принадлежит территория промзоны? Напомним, что земля, здания и сооружения не так давно были в ведении дирекции строящейся БашАЭС, а когда ее закрыли, всю территорию передали правительству республики. И в 2018 году «по наследству» в качестве уставного капитала земельные участки и объекты незавершенного строительства перевели АО «Башкирские электрические сети» («БЭС»), которое является территориальной сетевой организацией, созданной правительством Башкирии. Гендиректор АО «БЭС» Павел Багаев рассказал о деятельности организации и о зоне ее ответственности. Дело в том, что налоги, содержание охраны в промзоне несет на своих плечах акционерное общество. В 2019 году при создании индустриального парка удалось зарегистрировать имущество. Однако вопрос по созданию индустриального парка в настоящее время «повис в воздухе».
Вместо АЭС будет СЭС
В Министерстве промышленности и энергетики Республики Башкортостан провели конкурсный отбор инвестиционных проектов, предусматривающих создание генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии. Победителем конкурса стал проект «Агидельские СЭС». Инвестиционный проект «Агидельские СЭС» представила компания ООО «КУРАЙ СОЛАР» - это предприятие по строительству солнечных электростанций как возобновляемого источника электроэнергии.
Планируемая мощность солнечной электростанции - до 10 МВт, генерируемая энергия будет использоваться для электроснабжения Агидели и близлежащих территорий. На создание станции намерены потратить около 1 миллиарда рублей. Организация предварительно провела изыскательные работы с точки зрения расположения СЭС, и в результате выбрали три участка, которые находятся в промзоне по улице Транспортников, 16 и 20, где планируется строительство СЭС-1, а по улице Промышленной, 3 будет расположена СЭС-2.
К слову, требования к территории были весьма серьезные: не должно быть много пыли, никакой лишней тени, участок должен быть идеально ровный и без воздействия на солнечные панели какой-либо вибрации.
Учитывая все необходимые параметры, компания «КУРАЙ СОЛАР» и АО «БЭС» заключили длительный договор аренды на 16 лет. В настоящее время компания «КУРАЙ СОЛАР» набирает подрядные организации, а во время строительства будет вестись подбор электротехнического персонала. Когда установят солнечную электростанцию, поставят вокруг нее забор и систему видеонаблюдения, усилят охрану.
А как же рельсы?
По договору АО «БЭС» обязуется расчистить арендуемую землю от строительного мусора, а также произвести демонтаж зданий, строений и сооружений. По словам Павла Багаева, возникли серьезные трудности по демонтажу зданий, потому как некоторые из них принадлежали «Росатому», «Региональным электрическим сетям», «Управлению имуществом казны РБ». И около полугода ушло на оформление разрешительной документации на снос зданий, а сроки горят, и до 30 июня должна быть освобождена вся арендуемая территория. Убрали уже четыре здания из пяти, и примерно две трети площади готово под строительство СЭС.
К слову, работы по демонтажу проводят агидельские первостроители - это те люди, которые в начале 1980-х годов стояли у истоков создания атомной электростанции. Когда-то они своими руками возводили Агидель. А на месте нынешней промзоны располагалась деревня Такталачук.
- Строить лучше, а разбирать тяжело, - искренне делятся своим мнением строители.
Так, по улице Промышленной, 3 проходили подкрановые пути, которые также демонтировали. В результате получилась яма, которую необходимо очистить от остатков бетона, потом снова засыпать и выровнять.
Демонтаж железной дороги находится в ведении АО «БЭС» и, соответственно, организация вправе распоряжаться имуществом, оставшимся после разборки. К слову, опоры под установку солнечных панелей во многом выбирают в зависимости от покрытия. И если их монтируют на открытый грунт, то под землей не должно быть лишних твердых элементов, иначе дорогостоящая конструкция может повредиться.
Много времени и сил уходит на демонтаж, объем работы большой, а сроки ограничены.
Кстати, вопрос о строительстве солнечной электростанции в Агидели находится под строгим контролем правительства республики, местных властей, правоохранительных органов.
Берут, что плохо лежит
Пока высокое начальство решает глобальные проблемы демонтажа и строительства, люди подходят к проблеме по-своему. Буквально на прошлой неделе ночью двое неизвестных - мужчина и женщина на своем автомобиле заехали в промзону и решили среди кучи строительного боя собрать металлолом, а впоследствии сдать его. Злоумышленников задержали сотрудники частного охранного предприятия и вызвали полицию. А на следующий день сотрудники полиции выехали проверить разрешающие документы организации на демонтаж зданий. В ходе проверки выяснили, что все в порядке и по закону.
Директор ЧОП «Рубикон» Леонид Ермолин рассказал, что заброшенная площадь рядом с городом требует особого внимания. Периодически там появляются «непрошеные гости». Например, дети приходят поиграть, а поскольку здания находятся в аварийном состоянии, то эти прогулки могут закончиться совершенно непредсказуемо. Находятся и те, кто не прочь чемнибудь поживиться. Ежегодно страйкболисты проводят свои состязания, но в этот раз соревнования переместили на другую территорию, потому что нахождение на арендуемой площади представляет реальную опасность.
Территорию промзоны круглосуточно охраняют три стационарных поста, а группа быстрого реагирования совершает регулярное патрулирование на автомобиле повышенной проходимости. В случае обнаружения посторонних людей, сразу ставят в известность заказчиков и сотрудников правоохранительных органов. В перспективе планируют установить видеонаблюдение. Директор частного охранного предприятия убедительно просит родителей контролировать детей и не допускать их появления на «заброшке», потому как это опасно для их жизни. Промзона - не место для прогулок. А местным жителям не следует искать возможность взять чужое, чтобы не иметь потом проблем с полицией.
СПРАВКА:
Площадь индустриального парка составляет более 200 га земли и более 132 тыс кв. метров складских и офисных помещений находятся в ведении АО «Башкирские электрически сети».
Читайте нас: