Все новости
Годы и люди
22 Марта 2019, 19:09

Жизнь, как палитра красок и идей

Более 35 лет трудится на благо Агидели педагог, психолог Наталья Александровна ЛАТЫПОВА

Более 40 лет трудится на благо детей, из них 36 лет - в Агидели, педагог, психолог Наталья Александровна ЛАТЫПОВА. 23 марта она отмечает очередную круглую дату - 60-летие.


ЧТО МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ РИСУНОК РЕБЕНКА?

Вот семилетняя Ксюша рисует весну, а психолог анализирует рисунок. На рисунке девочка нарисовала маму, держащую ее за руку – значит, дочка с мамой очень близки. Малышка рисует себя и маму почти одного роста – значит, с ней общаются, как с равной, считаются с ее желаниями, не унижают. Глаза широко открыты, на лицах счастливые улыбки – атмосфера в семье доверительная, доброжелательная. За основу рисунка взят голубой цвет – живется «воздушно» и легко, уверена, что всегда ее поддержат.


Наталья Александровна показывает рисунки других детей, не называя их имен. «Весна» - а солнце нарисовано черным карандашом… Дом неровно (или нервно?) заштрихован – тоже черным… Бывает, ребенок не рисует себя на рисунке под названием «Моя семья»! Крошечная мама, детально вырисованные собаки и кошки, а люди – без пальцев… А вот тема «Дом». На чьем-то рисунке - малюсенькие окна, нет дверей, у кого-то в изопроекции огромный забор со всех сторон… Все это значит, на душе у некоторых ребятишек неспокойно. Психолог работает совместно с социальным педагогом школы, классными руководителями, тестирует детей, выявляя семьи, с которыми надо работать, приглашает к себе родителей.


Проводятся также классные часы. Например, на тему дружбы. Бывает, что друзья при проверке мало знают интересы и чаяния друг друга; дети делают вывод – надо быть внимательным, готовым прийти на помощь. Игры на сплоченность коллектива очень нравятся детям: нарисовать групповой рисунок, группой изобразить что-то скульптурно. В арсенале психолога сотни заданий и тестов, помогающих детям почувствовать себя комфортнее в семье и в школе. Много работы и с выпускными классами. Беда в том, что детей запугивают: не сдашь экзамены (ЕГЭ, ОГЭ). И задача психолога – погасить страх, развить уверенность. Занятия могут быть групповыми, в особых случаях - индивидуальными.


СУДЬБА КАК ЗЕБРА - ПОЛОСА БЕЛАЯ, ПОЛОСА ЧЕРНАЯ

Наталья Александровна уже работала психологом первой школы в конце 90-х. А ее трудовая биография началась намного раньше. Воспитав и выпустив детсадовскую группу в Нефтекамске, приехала в Агидель в 1983 году, когда здесь ещё не было школы, а детский сад №1 был наполовину построен. Запустили первый блок, где была воспитателем, а вскоре, (в возрасте 25 лет!) ее назначили заведующей садиком. Многие думали, что у нее есть «лохматая рука наверху». Нет, дочь механика и телеграфистки, простая девушка из райцентра Старосубхангулово Бурзянского района, с детства работала – ходила за коровой, чистила навоз, косила и стоговала сено, трудилась на огороде. Владела тремя языками: башкирским, татарским и родным русским и всего в жизни добилась сама - благодаря своим способностям.


- На стройку приезжали специалисты, и им необходимо было устроить детей в детский сад, – рассказывает Наталья Александровна. - Когда садик запустили полностью, на 280 мест поступило около 400 ребятишек. В самой младшей группе было до 40 детей в возрасте от 9 месяцев до года. Надо сказать, родители тогда были другие. У них не было претензий. Они были заняты трудом, и во всем стремились поддержать воспитателей, относились с пониманием. Дорог не было, поэтому с молоком, мясом и другими скоропортящимися продуктами случались перебои, бывало, ездили за продуктами на телеге. Снабжение было хорошим, в этом большая заслуга кладовщика Т. Калабиной.

В 97-м первый садик закрыли, дошкольники пошли в другие садики, а заведующего пригласили психологом в школу №1. В здание перевели Детскую школу искусств. В 2005-м тяжелая болезнь на 3 года оторвала ее от работы. Преодолела. В 2008 году начальник отдела образования предложил ей возглавить детский сад №4, где она успешно трудилась 8 лет.


- Из руководителей отдела образования, которых при мне за три десятка лет сменилось немало, легче всего было работать с Абударом Хатмуллиновичем Кабировым, - делится Наталья Александровна. - Он уважал всех: никогда не говорил повышенным тоном, не решал своих проблем за счет сотрудников. Также запомнился с самой лучшей стороны Ильмир Суфиянович Ялалов, моментально решающий все задачи, это фонтан идей, при нем хотелось работать и творить – таких бы людей побольше!


После слияния в 2016 году детского сада №4 с новым садиком «Солнышко» Наталья Александровна решила «уступить дорогу молодым», а именно – А. Салиховой. Перед этим она пережила самую страшную трагедию своей жизни – потерю единственной дочери. Беда подкосила, но она снова выстояла. Взяла в своем садике ставку соцпедагога, потом работала на полставки воспитателем.


Следующая запись в ее трудовой книжке – сторож ДШИ, и Наталья Александровна гордится тем, что побыла рабочим человеком. В августе 2017-го И. Ялалов позвонил ей: «Принимайте детский сад!» – по иронии судьбы снова №1. По окончании годового контракта вновь пришлось «уступить дорогу молодым» – вернуть полномочия первой заведующей садиком Л. Холбан. Через некоторое время директор школы №1 Л. Башарова пригласила Наталью Александровну на работу психологом.


УМЕЙТЕ ПРОЩАТЬ - И БУДЕТЕ СЧАСТЛИВЫ

…Она с детства знала, что будет воспитателем или учителем младших классов. Любила заниматься с младшей сестрой Любой и соседскими детьми: вместе слушали радио, рядились в костюмы и ставили сказки, играли на улице. Она всегда чувствовала ответственность за младших и подчиненных. Будучи руководителем, никогда не молчала, если обижали ее сотрудников, никогда не исполняла требований руководства кого-то уволить, если была не согласна. По диплому преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист, а, по мнению окружающих она опытнейший педагог – ветеран труда, которому рано отдыхать! Более 40 лет трудового стажа – это бесценный опыт, который должен быть использован на благо детей.


- Пока я нужна, востребована, пока меня зовут, буду работать, - улыбается Наталья Александровна. – Хочу пожелать родителям быть ближе к детям. Нужно быть в курсе его замыслов, идти параллельно, советовать, знать, чем он дышит. Слава богу, у меня тоже есть родные дети - в Агидели живут мои любимые внуки, которых я воспитывала 5 лет как опекун, когда их мама училась в медицинском колледже. Старший внук уже оканчивает школу. Мы часто видимся, они делятся планами, впечатлениями, мы хорошо понимаем друг друга – в душе мне 24 года – застыла в том возрасте, в котором приехала сюда.


- Какое Ваше главное правило, жизненное кредо?


- Главное – уметь прощать, не держать камня за пазухой. Воспитателем и учителем может быть только человек с добрым, открытым и преданным сердцем. Дети видят, чувствуют внутренний мир взрослого. Детей нужно любить всякими – они не виновны, что такими родились или их так воспитали. Нельзя выставлять напоказ их недостатки. Нельзя выделять успешных. Очень часто на улицах меня узнают выросшие ребятки, бывшие «хулиганы» дарят цветы и говорят спасибо за то, что верила в них, за то, что они стали уважаемыми людьми, имеют семью, работу. Доверять детям, не зацикливаться на их мелких ошибках, никогда не укорять, внушать: «Ты можешь!», - и у человека все намеченное получится. Без умения прощать невозможно, радоваться жизни. А жизнь прекрасна! Город свой люблю. Верю – Агидель возродится!


Сил и энергии в ней столько, что позавидует и тот, кто намного моложе. Здоровья Вам и успехов в труде! С юбилеем!

Л. ФОМИЧЕВА.
Читайте нас: