Она уже привыкла к тому, что читатели довольно часто путают редакцию с типографией, а корреспондентов с редактором, и не спешит объяснять, в чем же собственно состоит ее работа. Для большинства обывателей газета - это дело рук журналистов и печатников, а с распространением электронных СМИ им и вовсе кажется, что новости-репортажи-статьи ваяются исключительно пишущей братией.
На самом деле печатное издание - коллективный продукт, а ответственный секретарь - представитель «невидимого фронта», от которого зависит не только внешний облик газеты, но и ее содержание.
Флюза Мазгаровна работает в редакции «Огней Агидели» более 25 лет, в начале ее карьеры тексты набирали на печатной машинке, макет номера чертили с помощью линейки-строкомера, а газету печатали посредством линотипа. Сегодня практически вся работа завязана на компьютерных технологиях, но ответственность, аккуратность, трудолюбие по-прежнему в чести.
Флюза Агадуллина пришла в «Огни Агидели» в начале 90-х. Совсем не новичком. За ее плечами был опыт работы в журнале «Земляки», которым руководил Юрий Шурупов. Многостраничный еженедельник, распространявшийся не только в Агидели, но и в Нефтекамске, и Краснокамском районе, - не единственное детище Юрия Александровича. Именно он является создателем «Вестника стройки» - тематической странички в районной газете «Вперед», посвященной строительству Башкирской АЭС.
А в 1985 году стараниями Шурупова в Агидели появилось собственное издание, газета «Знамя труда», спустя четыре года переименованное в «Огни Агидели». После прекращения строительства БашАЭС редакцию сократили. Юрий Александрович создал сначала пресс-бюро «Миг», затем редакционно-издательскую компанию «ЮРиС», которая выпускала не только еженедельник «Земляки», но и книги, брошюры, бланки, рекламные проспекты.
Флюзу Агадуллину пригласили в качестве оператора по набору - авторы приносили в редакцию рукописные тексты, которые необходимо было набрать на печатной машинке. В то время уже использовались электрические под маркой «Башкирия» - более быстрые и менее шумные, чем обычные.
Тексты, набранные Флюзой Мазгаровной, отличались аккуратностью и грамотностью, а журналисты отмечали ее языковое чутье, которое позволяло находить не только орфографические ошибки, но и стилистические огрехи, пропущенные профессионалами.
Однако ни ее старание, ни энтузиазм всего коллектива не смогли удержать «Земляков» на плаву - в начале 1993 года вышел последний номер популярного еженедельника. К счастью, город не остался без печатного органа - в том же году Совет и администрация учредили общественно-политическую газету «Огни Агидели».
В 1994 году ее возглавила Татьяна Лахова, работавшая ответсеком и в первых «Огнях Агидели», и в «Земляках». Она и пригласила Флюзу Агадуллину в новое издание уже в качестве корректора.
«ОА» образца 90-х выглядели как листовка - две полосы формата А3. Про компьютерную верстку, которой со временем блестяще овладеет наша героиня, тогда и не слышали. Макет газеты редактор делал вручную - максимально точно и приближенно к печатному номеру. Нужно было рассчитать количество знаков и строк, постараться уместить иллюстрации, текст и заголовки.
Задачей корректора было выправить сначала рукописные тексты, затем набранные на машинке, и, наконец, отлитые в свинце на станке-линотипе. К слову, в то время газета печаталась в промзоне, где располагалось небольшое помещение, куда свезли списанное из Нефтекамской типографии оборудование.
Позже объем издания увеличился - в пятничном номере появилась телепрограмма, что добавило корректору работы - почему-то здесь линотиписты допускали больше всего ошибок.
Со временем отошли от печати на линотипе - в Нефтекамской типографии появилось более современное оборудование, стали возить туда макеты, отпечатанные на специальной кальке (сегодня же сверстанный на компьютере номер просто загружается на сайт типографии).
А вот тиражи и в то время были не самыми большими - привычка выписывать периодику в лихие 90-е практически сошла на нет. Кризис затронул всех - и федеральные СМИ, и местную прессу. Резко выросла стоимость подписки, а гарантии, что получишь любимое издание, не было - газеты и журналы попросту воровали из почтовых ящиков.
В «ОА» даже стали практиковать доставку до квартиры, вот только застать подписчика дома оказалось делом нелегким.
После того, как в редакции появились компьютеры, Флюза Агадуллина, как человек опытный и при этом открытый новым знаниям, освоила необходимые для работы программы - сначала текстовые и графические редакторы, затем компьютерную верстку.
И с начала «нулевых» именно она размещает на газетных полосах тексты и фотографии, рекламу и объявления, следит за тем, чтобы было достаточно «воздуха» (пустого пространства, которое помогает воспринимать текст), чтобы рубрики, заголовки и подзаголовки легко читались и красиво выглядели.
И это только кажется, что все легко и просто - знай, води по экрану курсором компьютерной мышки. Техника нет-нет, да и выходит из строя, многочасовой труд может пойти насмарку из-за банального скачка электричества.
А иногда приходится переделывать газету за несколько минут до отправки в типографию, потому что появился материал, который нельзя отложить, или у рекламодателя меняются планы и нужно снять либо поменять рекламный модуль.
В таких ситуациях не обходится без ошибок, и больше всех по этому поводу переживает Флюза Мазгаровна, поскольку к себе она куда требовательнее, чем ко всем остальным.
Сегодня на ней не только верстка, но и кадровая работа, расчет гонорара, ведение деловой документации, загрузка номеров в государственные библиотеки и региональную редакционно-издательскую систему. А уж во время предвыборных кампаний, когда нужно не только размещать материалы кандидатов, но и вовремя отправлять договоры и отчеты в их штабы, а также избирательные комиссии различного уровня, ее предельная аккуратность просто на вес золота. Быть ответственным - сложная, но такая важная работа!