Все новости
Годы и люди
23 Апреля 2021, 12:49

Настоящие героини

26 апреля исполняется 35 лет Чернобыльской катастрофе. История Агидели неразрывно связана с этим событием, так как именно оно стало формальным поводом для прекращения строительства БашАЭС. Город с трудом, но пережил это, но в памяти агидельцев взрыв на атомном реакторе ЧАЭС останется навсегда. Пять лет назад 26 апреля в 30-ю годовщину трагедии в городе открыли мемориал ликвидаторам аварии на ЧАЭС. В ликвидации последствий самой страшной техногенной катастрофы XX века принимали участие более 100 агидельцев, в основной массе - водители автотранспортного предприятия и сотрудники отдела рабочего снабжения Управления строительства БашАЭС.

Сегодняшний наш рассказ - о героях-женщинах, которые жертвуя своим здоровьем, можно сказать и своим будущим, откликнулись на беду и поехали в Чернобыль.
Сегодня в Агидели проживают 59 ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Председателем Союза «Чернобыль» в Агидели много лет была Илюса Хабибова, вот уже третий год Союз возглавляет Фанзия Федотова.
Сегодня в нашем городе проживают 12 женщин-чернобыльцев. Их было 18 - четверо умерли, двое уехали из города. Эти женщины родили 35 детей, теперь у них на всех - 39 внуков.
Все женщины работали в Чернобыле в 1986-1987 годах в тридцатикилометровой зоне. В основном работали в столовых. Вахта длилась 15 дней, но была группа, которая отработала 24 дня.
«Молодые были, не понимали, что полученная радиация, скажется на нашем здоровье через годы. Был приказ - мы собрались и поехали», - говорит Фанзия Закирьяновна. Фанзие Закирьяновне тогда было 22 года, у нее был двухлетний сын. «А были и девушки совсем молодые, незамужние. Когда мы приехали, этим девушкам говорили: куда вы приехали, у вас ведь еще и детей нет. Но мы не понимали этого. Я еще после Чернобыля родила сына. И здоровье у него слабее, чем у старшего брата. Конечно, вынашивали и рожали мы детей под наблюдением врачей. И сейчас каждый год проходим медосмотр. Все чернобыльцы обеспечены жильем, а если и появляются жилищные проблемы, они решаются. Благо, администрация города нас всегда поддерживает,» - говорит она.
Римма Губаевна Хафизова была в Чернобыле с 4 по 28 июля 1987 года. Работала на третьем блоке, недалеко от взорванного реактора. Она - первостроитель города. Ее муж Назиф Насретдинович приехал на стройку еще в 1980 году, начал работать в «Спецмонтаже» под табельным номером 47. Через год в поселок приехала Римма Губаевна с двумя детьми. Сначала снимали квартиру в Такталачуке, затем жили в малосемейке. Квартиру получили в 1984 году. Римма Губаевна работала на базе ОРСа кладовщиком, помощником заведующего складом. Когда вышел приказ о командировке в Чернобыль, ей было 35 лет. Муж отговаривал от поездки, а Римма не поддалась - приказ надо исполнять. В их бригаде было пять женщин и пять мужчин. «Хоть Киев увижу, подумала я, - говорит она, - взяла 500 рублей, а это в те годы были неплохие деньги, и поехала».
Прилетев в Киев, они два дня ожидали в гостинице, куда же их повезут. Думали, что будут работать в Чернобыле, но их привезли в Припять.
- Жили мы в Зеленом Мысе - это чистая зона. Вставали в 4 утра. Сначала 10 километров ехали на обычном автобусе до грязной зоны. Перед грязной зоной пересаживались в бронированный автобус. Мы выходили из автобуса, шли по грязной зоне, разинув рты, наблюдали за происходящим. Там работали краны-роботы и трактора-роботы. Мужчины на крыше работают, мы - в столовой. В свободные минуты вставали у окна и наблюдали, как молодые солдаты работают на взорванном реакторе. Думаю, их уже нет в живых. Повара варили завтрак с 6 утра, а мы мыли посуду, термосы. В нашей столовой готовили еду для работников третьего блока и для солдат, которые охраняли город Припять. Привозили термосы из Припяти, мы их мыли, терли до блеска, очищали от прилипшей земли. За эти дни у нас вся кожа с рук слезла. Еще санэпидемстанция чуть ли ни через день проверяла с палочкой чистоту посуды. Мы посуду с уксусом протирали, чтобы жир уничтожить.
Работали до 8 часов вечера. Вечером обязательно душ, после душа до волос дотронешься дозиметром - волосы звенят. Снова отправляли в душ. Защитную одежду выдавали каждый день. Здание столовой высокое было, метров пять, наверное, и наверху стоял голубой туман. Дозиметр звенел везде.
Нас через 15 дней не заменили, сменная бригада не приехала, пришлось отработать 24 дня. 28 июля приехали рабочие с Белоярской АЭС. Они работали по месяцу. Нам сказали: «Девочки из Башкирии, собирайтесь, за вами автобус приехал». Мы, счастливые, в Киев поехали. Билетов сразу не было, мы еще два дня пробыли в Киеве. Гуляли по городу, а там везде спелые вишни и черешня прямо на улицах растут. И мы их срываем, немытыми едим. Такие глупые были, - сокрушается Римма Гумеровна. - Когда приехали, проблем со здоровьем сначала не было - молодые же все были. Девушкам разрешили рожать только через три года. А с годами мы все начали болеть. Вот у одной подруги моей вырезали почку - оказалась злокачественная опухоль Экспертиза доказала, что болезнь связана с получением радиации в Чернобыле. Вот теперь ходит, добивается пенсии. Я считаю, что всем заболевшим после Чернобыля нужно инвалидность давать. Мы столько здоровья там потеряли.
До 2000 года Римма Губаевна не обращалась к властям за получением квартиры. Жили в трехкомнатной, но дети женились, появились внуки. В 2000 году подали заявление на улучшение жилищных условий. Через 11 месяцев получили деньги на приобретение жилья. Этих средств хватило, чтобы купить в Агидели двухкомнатную квартиру. Вот так и расселились с детьми.
Женщины-черно быльцы очень дружны, каждый год встречаются, всегда держат друг друга в курсе событий и новостей. Фанзия Федотова, Разиля Гараева, Зухра Гумерова, Тамара Зубрилина, Рамиля Кашвиева, Гульфия Кадирова, Халида Мухаметдинова, Фандия Рахимова, Рамиля Хабирова, Римма Хафизова, Гамбария Ямалтдинова, Алла Камаринская - вы настоящие героини, здоровья вам и долголетия!
Читайте нас: