Родился Виктор Михайлович в селе Сурский Майдан Алатырского района Чувашской республики в 1954 году. Окончив 8 классов средней школы, он выучился на водителя. В 1972 году его призывают в армию, служит он в Германской Демократической Республике.
После службы Виктор возвращается в родное село и устраивается на работу водителем. В 1976 году дядя приглашает его на работу на автозавод в Нефтекамске. Молодой мужчина, уже женатый, планирует получить свое жилье и переезжает в Нефтекамск. Но вскоре понимает, что, работая на заводе, по очереди получить квартиру в ближайшие годы нереально. Узнав про строительство БашАЭС, он в 1980 году приезжает в Агидель. Начальник АТП Валерий Федоров, узнав, что Виктор Михайлович имеет категорию “Д”, берет его на работу водителем автобуса.
Так Виктор Михайлович начинает свой трудовой путь в Агидели. Он возит рабочих из Нефтекамска в Агидель и обратно. Привычной нам дороги в те годы не было, ездили через Саклово и Новокабаново. Автобус постоянно застревал в грязи, рабочим приходилось его постоянно толкать.
Весть об аварии на Чернобыльской АЭС застает Виктора Михайловича на работе. Управление строительства БашАЭС отправляет туда первую партию ликвидаторов. Это были пять грузовых автомобилей КамАЗ с двумя водителями на каждую машину и старшим группы. Первая группа добирается до Припяти своим ходом. В тот момент ничего не было известно про опасность, которую несет радиация - все стремились помочь дружественной советской республике.
В конце мая 1986 года начали набирать вторую партию, в которую попадает Виктор Михайлович со своим коллегой Александром Рукавишниковым. “Кроме патриотизма, нас натолкнуло на принятие решения и обещание всякого рода льгот - самое главное, нам сказали, что после участия в этой операции мы сможем брать отпуск, когда захотим”, - говорит наш герой.
На самолете прилетают в город Борисполь, затем на автобусе добираются до Ужгорода, а заселяют их в поселке Вильча. “Это были помещения, обставленные кроватями - больше ничего. А нам больше ничего и не надо было - работали мы по 12 часов, после смены только хотелось лечь и поспать”, - вспоминает Виктор Михайлович.
Они возили глину в специальные траншеи, которые рыли вокруг станции, чтобы зараженные радиацией грунтовые воды не попали в реку. Потом возили щебень и песок на специальный узел перегрузки в село. Копачи. Оттуда щебень перевозили на строительство саркофага ЧАЭС.
Работали в белых тканевых комбинезонах, после смены принимали душ и меняли рабочую одежду и нательное белье на новое. Автомобили тоже мыли сильной струей воды после каждой смены, так что отколупывалась краска и на машины страшно было смотреть.
Село Копачи находилось в трех километрах от разрушенного 4-го энергоблока ЧАЭС и относилось к третьей зоне по уровню воздействия радиации на организм человека. Всем тем, кто работал в этой зоне, выдавали дневные дозиметры, их еще называли карандашами, с которых дозиметристы снимали показания по окончанию смены и заносили их в журнал, сравнивая с предыдущими результатами. Когда Виктора Михайловича хотели направить на другое место работы, то в пункте специальной обработки, где проводилась дезактивация и дезинфекция техники, не пропустили его машину, так как она была уже сильно зараженной.
Виктору Михайловичу очень хотелось посмотреть на город Припять, который к тому времени опустел. Но въезд в город был запрещен, и он принял решение поехать туда ночью. Ему было жутко и страшно видеть много красивых жилых домов, где не горел свет ни в одной из квартир.
Отработав вахту с 30 июня по 17 июля 1986 года, бригада выехала в аэропорт. Примечательно, что обратно домой они поехали в той одежде, в которой приехали. Виктор Михайлович вспоминает курьезный случай.
- Мы приезжаем в аэропорт, там большая очередь в кассу, говорят, билетов нет. Тогда один из наших говорит стоящим в очереди - тритесь, тритесь поплотнее, если хотите получить радиацию - мы из Чернобыля. Даже не заметили, как вокруг нас стало пусто. Спокойно купили билеты и вылетели.
Дома ждала супруга с двумя детьми - дочери Оксане было семь лет, сынишке Юре - два годика. Вернувшись с командировки, Виктор Михайлович сразу выходит на работу. Первые десять лет он вообще не жаловался на здоровье, но затем оно начало подводить. После прохождения медкомиссии ему стали отказывать в приеме на работу - по состоянию здоровья он уже не мог работать водителем. Благо, на пенсию вышел в 47 лет. Приходилось подрабатывать сторожем.
Много лет Виктор Михайлович увлекался рыбалкой, но в этом году, наверное, не сможет, супруга Флюра Раисовна боится отпускать его одного - давление в любой момент может подскочить. “Единственное место, где я себя чувствую хорошо - это когда сажусь за руль своей “ласточки”, - смеется он. - За рулем я чувствую себя уверенно, даже забываю про болячки”.
Супруги держат огород. “Моя главная задача - отвезти жену и привезти обратно”, - говорит он, работать уже нет возможности. Сегодня он готовится к операции на сердце.
“Нет в жизни счастья”, - наколол он на своей руке по молодости, когда еще служил в армии. Но за счастье он боролся всю свою жизнь - трудился на благо семьи, родных, отдал здоровье на благо своей родины. К сожалению, несчастья тоже не обходили его стороной - потерял жену, она ушла в мир иной по болезни. Супруга Флюра Раисовна заботится о нем, старается окружить заботой и вниманием. Дети тоже постоянно его навещают, дед радуется успехам своих внуков Данила и Арины. Старший внук уже студент, а Арина учится в школе.
В конце нашего разговора он пожелал всем ликвидаторам здоровья, это сейчас главное, чего им не хватает.