Возвращаясь из путешествия по «Золотому кольцу», с группой ребят из футбольного клуба «Саманта» мы заехали в город Чкаловск Нижегородской области посмотреть на малую родину Валерия Чкалова. Чтобы понять глубину величайших событий прошлого века, посетили комплексный музейный центр. Здесь в одном месте находятся мемориальный музей В.Чкалова, центр туризма «Русские крылья» (музей скоростей, выставочный зал им. А. Каманина), предприятие художественных промыслов ЗАО «Гипюр», Чкаловский центр ремёсел, а также памятник прославленному пилоту, дом, где родился Валерий, провёл детство, и откуда ушёл в интересную и кипучую жизнь.
Не имея достаточного времени посмотреть все музеи и выставки, мы решили ещё больше узнать о прославленных лётчиках. Ведь до сих пор о Чкалове и его товарищах говорят с восхищением. Они были символом, мифом своей эпохи, хотя с той поры минуло 90 лет. Наше знакомство началось с выставочного павильона, где стоит легендарный самолёт АНТ25, чьи крылья замахнулись во весь павильон. Это удивительная конструкция: размах крыльев превышает фюзеляж в несколько раз. Летательный гигант был построен в 1934 году авиаконструкторами под руководством Николая Поликарпова и предназначался для дальних полётов. На этом самолёте чкаловский экипаж совершил два беспосадочных перелета. В первый полет Москва-Дальний Восток-Петропавловск-Камчатский они преодолели 9374 километра за 56 часов, где Чкалов был вынужден, при сложившейся ситуации, посадить самолет прямо на песчаной полосе острова Удд в Охотском море. Потом этот остров назовут в честь прославленного лётчика. Посадив удачно самолёт на землю, они напишут на борту машины слова «Сталинский маршрут», которые спустя пару дней станут крылатыми и известными на всю страну. И с этими словами на борту они полетят по другому маршруту.
Второй полет – Москва-Северный полюс-Ванкувер оказался во много раз тяжелее первого. Они вылетели с аэродрома Щелково 18 июня рано утром и в воздухе находились 63 часа и 16 минут. Пролетели 9130 километров, из них около шести тысяч - над океанами. Последние часы полета были особенно драматичны. В своей книге Валерий Чкалов рассказывает, как самолёт попал в грозовое облако, из-за чего им пришлось поднимать самолёт выше и выше. От чего случилось непредвиденное: обледенел корпус самолёта, не хватало кислорода, пошла кровь из носа. Однако чкаловский экипаж справился и с этой задачей. Несомненно, удача сопутствовала смелым людям на всем протяжении маршрута.
Важность этого перелета заключалась ещё и в том, что Сталин лично в августе 1936 года встречал экипаж на Щелковском аэродроме. Советские люди встречали летчиков как народных героев. Мы с необыкновенным любопытством облазили весь летательный аппарат. Находясь рядом с самолетом, представляли, как в тесной кабине умещались трое здоровенных пилота, как боролись летчики со стихией, как, преодолевая неимоверные трудности, летели к заветной цели. За короткое время нам посчастливилось увидеть, с трепетом ощутить, прикоснуться руками к тем вещам и предметам, которые вошли в нашу историю России, как первоисточники развития авиастроения. А главное понять, что благодаря Георгию Байдукову, Валерию Чкалову, Михаилу Водопьянову, Александру Белякову и другим прославленным лётчикам сегодня наша авиация одна из лучших в мире.
А затем мы с интересом рассматривали автомобиль тридцатых годов прошлого века «Паккард» американского производства. У каждого из нас имеется современная машина, было любопытно оценить автомобили с высоты сегодняшнего положения. Тем не менее, этот шикарный подарок Чкалову вручили «для собственных нужд от советского правительства» за успешный полет. Чкалов любил катать поселковую детвору и родных на этом автомобиле. Не имея хороших дорог в округе, за короткое время ушатал так, что автомобиль часто бывал в ремонте. А пока агрегат чинили на местном судостроительном заводе, Чкалов катал родных и близких на самолёте. Особенно нравилось летать его супруге Ольге Эразомовне.
Тут же стоит моторная лодка глиссер, подаренная рабочими Рыбинского судостроительного завода. В свободное от работы время Чкалов любил с ветерком по волнам промчаться по матушке Волге. Дальше наше знакомство с удивительным человеком продолжалось в доме, где жили родители и прошло детство молодого Чкалова. Деревянный домик, осевший в землю за много лет, прочно стоит на склоне берега. От палисадника, зелёного от кустарников, по мелкой траве, вниз к реке сбегают крутые спуски, тропинки. Если посмотреть на Волгу, которая сияет между ярко-коричневыми соснами, то захватывает дух от здешней высоты. Возможно, вот почему Валерий Чкалов не боялся высоты, и часто летал без парашюта.
Однажды И. Сталин как-то спросил его, когда летчики были у него в гостях: «Почему Чкалов летает без парашюта?» И сказал: - «Нехорошо, что еще не все летчики пользуются парашютом при аварийных положениях. Лучше построить тысячу новых самолётов, чем губить лётчика. Человек – это самое дорогое».
Валерий Чкалов прожил короткую, но интересную жизнь - всего 34 года. Родился 2 февраля 1904 года в деревне Василёво на берегу Волги. В юношеские годы поставил себе цель – летать. И эту цель он осуществлял на протяжении всей своей жизни. А ведь известно, что без цели человек не способен совершить значимый поступок. К сожалению, при испытании нового самолета он погиб. За короткий период он многое успел. За это время окончил несколько летных школ, совершил два сложнейших перелета через Северный полюс, два раза был приговорен к тюремному сроку, три раза исключали из рядов Советской армии с последующим восстановлением. В его честь названы улицы городов и сёл, планета Солнечной системы под номером 2692.
И сегодня очень обидно слышать о нынешней молодежи, что она мало интересуется нашим прошлым, своей историей, а некоторые совсем ничего не знают об этом удивительном человеке, как о других прославленных летчиках того времени, которые своими примерами служат всей планете, открывая чудный мир загадочной и непобедимой России.