Все новости
Культура
6 Февраля 2023, 11:51

Костюмер Дома культуры «Идель» г. Агидель Ксения Трегубова создает уникальные костюмы

Сценический костюм - едва ли не самая важная составляющая образа артиста, ведь зритель сначала воспринимает артиста визуально. Поэтому концертному образу уделяется большое внимание. Образы артистов Дома культуры «Идель» создает костюмер Ксения Трегубова. Без ее труда на сценических подмостках постановки не смотрелись бы интереснее и ярче. Костюмер блистает не на сцене, а за ней.

Костюмер Дома культуры «Идель» г. Агидель Ксения Трегубова создает уникальные костюмы
Костюмер Дома культуры «Идель» г. Агидель Ксения Трегубова создает уникальные костюмы

Талант по наследству

Швейному делу Ксения Сергеевна не обучалась, по образованию она - художник-оформитель, специалист по миниатюрной живописи и росписи по дереву, по обоим направлениям имеет четвертый разряд. Четыре года она обучалась в специальной группе, филиале московского вуза, который располагался в ПЛ № 27 в городе Нефтекамске. По окончании учебы талантливой выпускнице предложили остаться преподавать. Но Ксения вернулась в Агидель. Бывший начальник отдела культуры Наталья Валиева предлагала в то время директору Дома культуры обратить внимание на молодого специалиста, и через некоторое время директор Зиля Хузина взяла Ксению Сергеевну на работу в качестве художника-декоратора, а со временем она заняла должность костюмера.

Умение шить передалось Ксение по наследству. Семья прапрадеда была купеческая, дочери занимались вышивкой, шили себе наряды. Ремеслу они обучались у разных мастериц-вышивальщиц, в том числе заграничных. Когда пришла советская власть, при раскулачивании первым делом забрали все женские наряды - ничего не оставили. Прадед жил в годы образования колхозов, но он не хотел работать там, так как мог зарабатывать на шитье. Он шил одежду и продавал на рынке. Подзаработав немного денег, увез свою семью в деревню Чумары Калтасинского района.

Бабушка Ксении не видела своего отца - он умер еще до ее рождения. В наследство он оставил дочери хорошую швейную машинку. Она очень рано научилась шить, благодаря этой машинке девочка уже в послевоенные годы обеспечивала семью одеждой.

Однажды коллектив Дома культуры столкнулся с проблемой: в нефтекамской фирме, где обычно заказывали костюмы, случилось какое-то ЧП и они резко отказали в пошиве костюмов для очередного новогоднего мюзикла. Ничего не поделаешь, Ксении пришлось шить костюмы са- мой. И это был первый опыт, так как для мюзикла требуется очень много разноплановых костюмов.

Традиции в русском народном костюме

Ксения Сергеевна особое внимание уделяет сохранению традиций в русском народном костюме. Она стремится к наиболее полному воссозданию в сценическом костюме народных художественных традиций.

 - Я сама придумываю костюмы, основываясь на литературе. Его просто так не сошьешь - надо изучить покрой, цветовую гамму, орнаменты, узоры, рисунки. В русском народном костюме обязательно использование росписи. Из украшений в основном используются вьюнчики, а также кружево, золотые тесемки, бусинки, бисер, пайетки. При создании украшений русского костюма можно применять фантазию, но не отходя от канонов. Русский костюм больше отличается формой, его основа - сарафан, - рассказала мастер.

Сарафан с красным кафтанчиком, у мужчин - красная рубаха с таким же орнаментом, как на сарафане женского комплекта, в котором выступают артисты на- родного ансамбля русской песни Дома культуры «Идель» «Зоренька» - это любимый костюм у зрителей. На подоле сарафана изображен этнический орнамент, геометрические фигуры изображают камыш, птиц, солнечные лучи, елочку, журавлик.

 «Наши костюмы - уникальные, ни у кого таких костюмов больше нет. Это отмечают и члены жюри больших конкурсов, в которых мы часто участвуем, - говорит руководитель ансамбля Людмила Бибикова. - Известно, что жюри оценивает выступление ансамбля в комплексе - это и репертуар, и качество исполнения, и, конечно, же внешний вид артистов. Поэтому мы большое внимание уделяем нашим костюмам. У нас их несколько. Когда набрали младший состав ансамбля, решили создать образы, гармонирующие со старшей группой. Ксения Сергеевна тщательно изучила традиции русского народного костюма и применила свою фантазию. Получилось замечательно».

Сарафаны девочек украшают яркие аппликации цветочных элементов под пермогорскую роспись, созданные по авторской технике. Художник сначала рисует узор, затем наносит трафарет на ткань, выжигает узор специальной иглой и прошивает аппликацию леской. Техник нанесения узоров и орнаментов много, и Ксения Сергеевна приобретает новое интересное оборудование для декора, для каждой функции: шитье, оверлок, вышивка - имеется отдельная машинка.Сценические костюмы разрабатываются специально, чтобы его могли надевать артисты разного роста и комплекции. Для этого они шьется свободнее - всегда легче ушить, чем добавлять, лямки у сарафа- на шьются так, чтобы можно было регулировать длину изделия. Шитье именно народного костюма отнимает много времени.

 Для младшей группы «Зореньки» пришлось шить костюмы разных размеров, так как занимаются дети разных возрастов - от семи до 16 лет. Поскольку размеры костюмов разные, то и масштаб аппликации пришлось подгонять под каждый костюм.

Мужские костюмы у «Зореньки» тоже яркие, нарядные. Помимо узоров, повторяющих узоры на девичьих сарафанах, рубаху-косоворотку украшают тесьмой с русским народным узором. Для большей нарядности рубаха подпоясывается кушаком с кистями. Головной убор - картуз, сценический - сзади на резинке, чтобы подошел под размер для танцевальных групп.

 Так, в Доме культуры есть коллекция стилизованных костюмов «Россия», «Ярмарка», «Кострома». Имена своим коллекциям костюмер дает по названиям концертных номеров.

Артистам часто приходится выступать зимой на городской площади - под Новый год, Рождество, Масленицу. Зимняя верхняя одежда закрывает костюмы артистов и сами артисты чувствуют себя дискомфортно. Поэтому мастер мечтает сшить зимние шубки и головные уборы в русском народном стиле.

Кокошник – особый вид творчества

С особым интересом Ксения Сергеевна изготавливает женские головные уборы. - Когда ансамбль участвует в конкурсе, жюри всегда строго обращает внимание не только но сам головной убор, но и даже на прическу, - говорит Ксения Сергеевна.

- У незамужней девушки допускаются и распущенные волосы. Головной убор не должен закрывать красоту женских волос. Поэтому девушка повязывает просто атласную ленточку на лоб и распускает волосы, а выходя замуж, волосы собирает, повязывает платком или надевает головной убор - кокошник. От красоты кокошника и его богатства распознавался статус женщины.

Кокошники делаются из твердых материалов, чтобы они держали форму и расшиваются разными украшениями, бусами, тесемками, а также аппликацией.

 Свобода творчества

Работы Ксении Сергеевны отмечены на конкурсах республиканского и международного уровней. В 2021 году она стала дипломантом V открытого республиканского фестиваля-конкурса «Гулистан», посвященного русскому костюму. Тогда она была единственной участницей в номинации «Современный авторский костюм», представив на суд жюри коллекцию моделей «Чувство свободы». Это были платья свободного кроя с аппликациями из русского народного платка. Образы дополнили головные уборы - объемные кокошники.

Также в 2021 году завоевала Гранпри международного конкурса искусств «Хоровод талантов» по виду искусства «Художник-модельер», в номинации «Изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство». В том же году она поразила всех коллекцией, представленной на республиканском конкурсе Снегурочек. Головные уборы и одежда участниц фестиваля выделялись оригинальностью и красотой. Ее Снегурочки были так похожи на волшебных персонажей, что журналисты телеканала Россия I, делая репортаж с фестиваля, назвали их настоящими.

За популяризацию русских народных традиций Ксения Трегубова награждена благодарственным письмом исполкома «Собора русских» г. Агидель.

Для души

Ксения Сергеевна любит декоративно-прикладное творчество: занимается росписью, особенно любит городецкую, делает винтажные шкатулки. Но особое внимание уделяет русскому народному стилю и всему, что с ним связано. Шкатулки она изготавливает из папье-маше, а узоры делает, вбивая в силиконовую форму глину. Затем эти узоры приклеивает на шкатулки и красит.

Летом 2021 года она провела мастер-класс по изготовлению таких шкатулок на Фестивале славянской культуры, организованном «Собором русских Башкортостана», Республиканским центром народного творчества и Домом дружбы народов. Высоко ценят и созданные Ксенией Сергеевной куклы в народных костюмах. Их заказывают даже представители Республиканского центра народного творчества.

Сейчас она увлеклась плетением корзин из искусственной лозы.

Ксения Сергеевна с нетерпением ждет открытия реконструированного Дома культуры, там у нее будет помещение, где сможет проводить мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству. Желающих обучиться у нее этому искусству много.

Автор:Ирина Вильданова
Читайте нас: