Мы хотим поделиться с вами подробностями о том, как проходил этот конкурс, чтобы нынешние старшеклассники могли вдохновиться примером Тагира и понять, что подобные достижения вполне реальны!
Тагир с 7 класса участвовал в конкурсе «Большая перемена», но дальше дистанционного этапа он не продвигался. Он рассказывает, что конкурс начинается в мае и заканчивается осенью. Таким образом, в каком классе ты учишься в мае, так в сентябре тоже считаешься участником этой возрастной категории.
В 9 классе после дистанционного этапа Тагир прошёл на очный полуфинал, который проходил в Нижнем Новгороде. Однако тогда он не смог выйти в финал.
В 10 классе ему удалось пройти в очный полуфинал Приволжского федерального округа. Там он получил хорошие баллы и вышел в финал.
Всё началось с дистанционного этапа, который стартовал в мае. На этом этапе участники проходят тесты, чтобы узнать о своих чертах личности, предпочтительных сферах для развития и сильных сторонах. Как и в Движении Первых, на выбор участникам предлагается 12 тематических направлений - вызовов.
Тагир выбрал направление «Создавай будущее», которое связано с наукой и технологиями. Затем он написал эссе, а после этого создал видеовизитку, где творчески и подробно представил себя за ограниченное время. В визитке он также объяснил, почему выбрал именно этот вызов.
Следующий этап — решение кейсовых заданий. На выбор было предоставлено около десяти вариантов. Среди них были задания от партнёров: Росатома, Роскосмоса, Сбера, Движения «Вдохновители» и других. Тагир выбрал задание от «Вдохновителей», в котором требовалось создать чат-бот для ассистирования участникам их мероприятий.
- Решение кейсовых задач - особенно сложно и трудоемко, - говорит Тагир. - Для начала нужно было собрать информацию по теме из пяти различных источников. Затем я провёл оценку, анализ и разработал шаги по решению проблемы, сформулировав свою идею и концепцию. Следующим шагом стал расчёт бюджета проекта и определение его источников. В качестве источника бюджета указал средства от Фонда президентских грантов, внутренние ресурсы вдохновителей и помощь волонтёров. И наконец, последний этап — представление результатов работы в виде презентации, видео или отчёта. Я подготовил презентацию с QR-кодом, с помощью которого можно было провести собственноручное тестирование чат-бота экспертами.
После решения кейса нужно было пройти три теста: на интеллект, кругозор и знание истории России. В конце концов, были подсчитаны все баллы, полученные за выполненные задания. В итоге Тагир набрал 379 баллов из 390 возможных. По результатам этого отбора в полуфинал были выбраны 6 тысяч участников.
Полуфинал для жителей Приволжского федерального округа проходил в Перми.
- В первый день конкурса нас привели в аудитории и случайным образом распределили по командам. В каждой команде было от 10 до 12 человек. К каждой команде был прикреплен эксперт, который оценивал личные и командные компетенции. Эксперт оценивал, как команда работает в целом, а также как каждый её участник общается с другими и помогает им.
В начале конкурса нам предложили за минуту рассказать о себе. Затем мы получили задание для всей команды, которое было связано с Годом семьи. Например, мы должны были придумать проект семейного бизнеса или семейного волонтерства. На следующий день мы презентовали свой проект, а эксперты задавали нам вопросы в течение пяти минут. В этом конкурсе не обязательно быть лидером. Важно уметь слушать других, коммуницировать, не ссориться и искать компромиссы. Эксперты оценили уровень развития следующих компетенций участников: аналитическое мышление, коммуникация, когнитивная гибкость, альтруизм, креативность, ориентация на результат, готовность работать на общий успех, патриотизм.
Баллы за командные результаты складываются с личными баллами, а затем с баллами, полученными на дистанционном этапе. В итоге Тагир набрал 639 баллов, что позволило ему пройти в финал. Отметим, что Башкирия заняла второе место в Приволжском федеральном округе по количеству полуфиналистов - 50 человек.
Всего в Артеке смена проходит в течение трех недель, из них одну неделю занимала программа «Большой перемены». Сначала для всех участников была проведена установочная сессия, на которой были разъяснены все тонкости проведения финала и критерии оценивания.
В первый день конкурса участники решали кейсовые задания, объединившись в команды по 10-12 человек. В отличие от полуфинала, здесь оценивались только личные компетенции и защита проекта.
- Одна из задач была направлена на проверку когнитивной гибкости — способности быстро адаптироваться к новым условиям и перестраивать свою работу мозга для решения других задач, - рассказывает Тагир. - Также оценивалась ориентация на результат и то, как мы работаем в команде. Все задания этапа были связаны с Годом Семьи. В одном из них нам предложили позвонить родственникам и узнать о выдающихся членах семьи. Наша задача заключалась в том, чтобы создать проект - летопись России в виде комикса, используя данные о наших предках. В нашем проекте мы использовали информацию о моем дедушке Фауки Фатхиевиче Аскарове. В рамках творческого задания мы исполнили любимые песни каждой семьи: «Кабы не было зимы». Также мы инсценировали сцены из любимых фильмов, которые мы смотрим всей семьей, например, из «Иронии судьбы, или С лёгким паром». Последнее задание было посвящено предстоящему празднованию 100-летия «Артека», которое будет отмечаться в 2025 году: необходимо внедрить что-то новое в программу лагеря. Мы предложили ввести лагерную валюту, которую будут выдавать участникам смены за активное участие в мероприятиях и соблюдение порядка.
В течение следующих дней участники не знали своих результатов: организаторы сохраняли интригу. В итоге были определены лауреаты первой и второй степени. Все участники были разделены на две категории: учащиеся 8–9 классов и 10-классники. В каждой категории в финал вышло по 750 человек. Из них 150 стали лауреатами первой степени, остальные — лауреатами второй степени. Лауреаты первой степени среди учащихся 8–9 классов получили 200 тысяч рублей, а лауреаты второй степени — 100 тысяч. Среди 10-классников лауреаты первой степени получили по одному миллиону рублей, а лауреаты второй степени - 200 тысяч.
Немалую роль в успехе участников играют их наставники, которым также предусмотрено поощрение - Валентина Спирина, педагог ЦДО «Савитар», выступившая в качестве наставника Тагира, также была награждена денежной премией в размере 50 тысяч рублей.
– Я очень благодарен Валентине Александровне за то, что во время проведения всех испытаний она поддерживала меня и оказывала всю необходимую помощь, - делится Тагир.
- Хотя я не первый раз участвую в подобных мероприятиях, каждый раз испытываю новые эмоции и ощущения, — говорит Тагир. — Это возможность познакомиться с новыми людьми и увидеться со старыми друзьями.
В заключение хочется отметить, что своим примером Тагир может вдохновить других детей из Агидели участвовать в подобных программах. Важно верить, что всё возможно, и проект «Большая перемена» открывает двери для каждого ребёнка, позволяя ему реализовать свой потенциал.