Все новости
Образование
10 Марта 2023, 15:24

Грамотными не рождаются

Нет такого гена, который бы позволил нам писать без ошибок (или его пока не открыли), поэтому выражение «врожденная грамотность» - это, скорее всего, сочетание слов. Умение писать без ошибок — это приобретенное свойство. 

Грамотными не рождаются
Грамотными не рождаются

Нам с детства говорили: чем больше читаешь, тем больше шансов грамотно писать. Ведь чем чаще мы видим слова перед глазами, тем вероятнее напишем их правильно. Так же считают и детские нейропсихологи.

Чтение, действительно, поможет, если у человека хорошая зрительная память. Еще один важный нюанс: перед глазами регулярно должны быть не просто тексты, а грамотно написанные тексты. Переписка в чатах и посты в соцсетях могут вызвать обратный эффект: когда предложения без запятых и слова с ошибками начинают казаться нормой. Полезнее всего читать классическую художественную литературу, в таких текстах вероятность грубых ошибок минимальна. Наши дети все больше и больше времени проводят в соцсетях, общаясь короткими выражениями или просто смайликами. Порой взрослые люди не сразу понимают, что сказал ребенок или подросток. В их речи появляется очень много слов, заимствованных именно с диджитал-пространства. Порой даже закрадывается мысль, что в скором будущем те, кто читает классическую литературу, и те, кто живет в цифровой среде, перестанут понимать друг друга.

Как в школе добиться грамотного письма и говорения, мы поговорили с учителем русского языка и литературы с 40-летним стажем Земфирой Хановной БАДРТДИНОВОЙ.

- Земфира Хановна, сейчас дети привыкли писать короткие сообщения, а как же научить их писать сочинения, полно и художественно выражать свои мысли?

- Да, действительно, читательский кругозор у большинства учащихся очень низкий, они допускают много грамматических и речевых ошибок. По окончании школы они сдают обязательный экзамен по русскому языку, но подготовка к нему параллельно идет и на уроках литературы. Когда изучаем какое-либо произведение, я требую, чтобы учащиеся приносили на уроки оригинал книги. И когда они анализируют произведение, прошу подтверждать отрывками из первоисточника. Я раздаю каждому вопросы по произведению, для ответа на который нужно знать все эпизоды. Эта работа идет тяжело, но все-таки несколько человек честно читают произведение полностью, а не краткий пересказ в интернете.

- Кроме школьной программы, вы предлагаете детям читать другие произведения?

- Обязательно. Недавно в 7 классе каждый по списку получил задание прочитать одно своё произведение о Великой Отечественной войне. Ребята прочитали, пересказали у доски. Чтобы понять, не прочитали ли они краткий пересказ в интернете, я задаю им конкретные вопросы по произведению. До 8 класса мои ученики ведут читательский дневник. Там они записывают автора, название прочитанной книги, краткий пересказ, свои впечатления. Если вижу, что пересказ слишком красивый – значит, тоже списали. Впоследствии ребята понимают необходимость внимательного и подробного прочтения.

Раньше ученики писали стихи, у меня сохранился целый альбом ученических стихотворений. Возьмем, к примеру, сочинение в стихах Алексея Ботина по комедии «Горе от ума». Такое стихотворение нельзя написать, если ты не начитан и если у тебя не развита речь. Мои ученики очень любят подражать поэтам. Любят одно из стихотворений Марины Цветаевой «Стол» и подражают поэтессе. Ребята пишут свои оды - подражания русской литературе, телевизору, кровати и другим предметам и явлениям. Мы собрали стихи в сборники и распечатали целые книги. Сейчас, к сожалению, это невозможно.

- А что делаете с теми, кто вообще не читает?

- Я все-таки требую, если не подробного прочтения, то хотя бы отдельных глав или эпизодов. Бывает и такое: открываю ноутбук и заставляю читать при мне. Но это в средних классах.

- Многие говорят, что уроки русского языка сейчас сведены к подготовке к ЕГЭ. Вы согласны с этим утверждением?

 - Отчасти, да. Ведь сейчас задания ОГЭ и ЕГЭ - это не простые тестовые задания. Каждое задание требует знаний определенного правила. Например, задание № 5 ОГЭ включает в себя весь курс орфографии, начиная с 4 класса. Орфографический анализ очень сложный. Так, я для себя выписала 37 орфографических правил, которые встречаются в заданиях . Мы вырабатываем определенный алгоритм по каждому правилу и по нему работаем. Я учу детей вести справочники, записывать туда короткие правила в таблицах. В конце тетради пишем оглавление, как в книгах, чтобы быстрее можно было найти необходимую информацию. На уроках я не только разрешаю, даже предлагаю пользоваться своими справочниками. Первоначально работа идёт медленно, но наступает момент, когда доводим работу до автоматизма.

У меня сохранились справочники 25-летней давности, которые оставили мне ученики. Я их показываю детям как пример. Ведь законы русского языка неизменны, поэтому неважно, когда написан этот справочник.

Чтобы научиться правильно писать, нужно сначала научиться правильно переписывать. Обычно я даю текст на экране, если нет в классе экрана, то пишу на доске. Дети просят, можно ли им переписывать с телефона. Я категорически против телефонов на уроке, заставляю их убирать в рюкзаки. Чем больше ребенок переписывает, тем больше он запоминает и грамотнее начинает писать.

Многие родители искренне считают это тратой времени и сил ребенка. Когда человек пишет от руки, то не только возрастает способность его мозга запомнить написанное, но и повышается уровень представления и понимания того, о чём он пишет. Рука уже сама пишет правильное слово, это орфографическая зоркость - ситуация, когда визуальные образы помогают запомнить написание слов. В с.Новокабаново учительница русского языка, Миннур Талгатовна, рассказывала, что один из её учеников переписывал «Войну и мир» и, действительно, стал очень грамотно писать.

 - Вы исправляете речь своих учеников?

- Многие ударения ученики ставят неправильно. Кстати, и в ЕГЭ есть задания на постановку ударения. Однако в настоящее время большинство людей, ориентируясь на собственную интуицию, допускает ошибки в постановке грамматического ударения, тем самым, показывая свою необразованность. Поэтому дети тоже ошибаются, считая нормой неправильное произношение. Для правильной устной речи тоже нужно запоминать ударения. Для этого я советую родителям, чтобы дети читали вслух, не торопясь, проговаривая каждое слово.

 - Можно ли только на уроках русского языка научить грамотно говорить и писать?

 - Я считаю, что и другие учителя - предметники тоже должны обращать внимание на речь своих учеников. Например, как они пишут даты, как читают сокращения единиц измерения, дробные числа. Ведь если учитель не исправит, ученик не будет знать, что он читает неправильно.

- Давайте сделаем выводы: люди могут стать грамотнее, если будут больше читать. Ведь чем чаще мы видим слова перед глазами, тем вероятнее напишем их правильно. У некоторых есть наклонности к грамотному письму: это зрительное восприятие, зрительная память, языковое чутье. А если их нет, в любом случае можно улучшить ситуацию тренировками и чтением хороших книг.

 - Еще добавлю, что хорошее владение письменной речью необходимо не только в учебе. В дальнейшем этот навык может стать конкурентным. В современном мире обязательно нужно быть грамотным человеком. С помощью этого качества можно выстроить доверительные отношения с собеседниками, поддерживать свой имидж, устроиться на хорошую работу и т. д. Умение правильно писать и разговаривать нужно практически во всех сферах жизни.

 

Советы опытного педагога:

  • Расширяйте словарный запас. Для этого услышав или прочитав новое слово, выясните его точное значение и происхождение. Не нужно к месту и не к месту употреблять модные инородные слова, потому что для грамотной речи — это неприемлемо.
  • Читая литературу, запоминайте интересные фразы и речевые обороты и время от времени заглядывайте в орфографический словарь. Однако будьте осторожны с неизвестными или малоиспользуемыми словами.
  • Старайтесь при разговоре правильно расставлять ударения, потому что неправильные ударения – это признак безграмотности. Если вы не знаете, где в слове поставить ударение, то лучше не использовать это слово или найти его в словаре и выучить наизусть.
Автор:Ирина Вильданова
Читайте нас: