Этот учебный год для Резиды Ханифовны Миннибаевой юбилейный - вот уже 30 лет она работает в школе №2 учителем русского языка и литературы, из них 25 лет она совмещает с должностью заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Учитель дворовых мальчишек
После окончания школы выбор профессии перед Резидой Ханифовной не стоял - уже во 2-м классе она точно знала, что будет учителем. Примером для подражания была первая учительница, которая привила любовь к знаниям.
Во дворе многоквартирного дома на улице Калинина в Уфе, где выросла Резида, стоял большой деревянный стол. Вечерами мужчины играли там в шахматы, а днем стол был в распоряжении ребятишек. Резида была вожатой в классе, где учился ее младший брат, и после уроков собирала мальчишек - друзей брата - на «занятия». Она вела себя как настоящая учительница, старалась одеваться подобающе. Нашла какую-то старую книгу учета и сделала из нее классный журнал, записывала туда фамилии мальчишек и ставила оценки. Подражая своей учительнице, она проводила с ними уроки русского языка, иногда и английского. Ребята писали диктанты, и даже получали «домашние задания». Удивительно, все мальчишки ее слушались и выполняли все, что она просила.
- Мои родители - простые люди. Они всегда много работали, и учили нас уважать труд других людей. Я запомнила этот урок на всю жизнь, и стараюсь работать и поступать так, чтобы никому и никогда не было за меня стыдно. Нас было трое детей, я была старшей сестрой для сестры и брата. Помню, как мама говорила мне: «Кызым, лучше бы ты продавцом стала», - вспоминает Резида Ханифовна. - Учились мы хорошо, все трое получили высшее образование».
Получив диплом Башкирского государственного педагогического института в 1982 году, Резида Ханифовна по направлению начала работать в Давлекановском районе. В Агидель она с мужем приехала в 1988 году. Тогда школа №2 еще только строилась, работы в поселке не было, и молодая учительница устроилась в школу в деревне Кузгово. Там она проработала пять лет, хотя первый директор Абудар Хатмуллович Кабиров просил ее перевестись в городскую школу сразу после открытия. В школу №2 Резида Ханифовна пришла в 1993 году. Через пять лет она стала заместителем директора.
Строго по расписанию
В течение трех десятков лет в системе образования поменялось многое, но одна работа остается неизменной для завуча - проведение тарификации учителей и составление расписания.
Учителей в списке - 38, в том числе и учителя начальных классов, расписание для которых завуч составляет отдельно, и те, кто ведет домашнее обучение, и один совместитель.
Каждый завуч подходит к составлению расписания по-своему - одни делают на большом бумажном стенде кармашки и туда вставляют разноцветные флажки - уроки, другие составляют расписание на компьютере. У Резиды Ханифовны на столе большая миллиметровка. С правой стороны тарификация - список учителей с количеством уроков и прикрепленными кабинетами. Резида Ханифовна знает это уже наизусть. А рядом - само расписание уроков. В начале она распределяет уроки, на которых класс делится на группы. Затем ставит важные предметы - математику и русский язык - они не должны быть первыми и последними, а также после уроков физкультуры. А затем распределяет другие предметы. Пишет она простым карандашом, чтобы можно было стереть, если уроки совпадают или нужно срочно поменять расписание. Пустые клетки - это значит, кабинет свободен и у учителя «окно». В понедельник у всех первый урок не обозначен - это время проведения линейки и «Разговоров о важном» в каждом классе.
Расписание с бумажного плаката лаборант переносит на разноцветную таблицу в формате эксель и вывешивает на стенде в холле. Также расписание вносится в электронные журналы и дневники учащихся. Несмотря на это, школьникам привычнее фотографировать расписание на стенде, замечает завуч.
Цифровизация на помощь
- Раньше работать было проще, хотя школа была огромная и работали в две смены. Мы находили свободное время для работы с детьми и родителями, - отмечает Реиеда Ханифовна.
Сегодня педагоги очень загружены, несмотря на то, что цифровизация облегчила многие виды работ. Сегодня нет бумажных классных журналов и дневников, и это очень удобно, можно исправить ошибки, а ведь на бумаге «что напишешь пером, не вырубишь топором». При том, что ведется электронный подсчет оценок, если у ученика средняя арифметическая оценка за четверть спорная, окончательное решение по выставлению оценки принимает педагог: учитывая выполнение контрольных работ, качество устных ответов. Даже если учитель «скрипит сердцем», должен ставить оценку в пользу ученика.
Проще стало и составлять учебные планы по предметам, вернее, их уже не составляют завучи, а скачивают с федерального Конструктора программ, войдя в сервис со своим ID-идентификатором. Сегодня все школы страны работают по обновленному Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) по единым федеральным программам. Единственное, при составлении плана надо добавить региональный компонент. Также учитель может вносить изменения в виде добавления контрольных работ. В единой базе нет учебных планов по родным языкам, их приходится составлять самостоятельно.
У нас сегодня гость
Еще одна из видов работ завуча - посещение уроков своих коллег.
- Мы ходим на уроки не с целью контроля работы учителя, а чтобы оказать методическую помощь, - говорит Резида Ханифовна.
Она всегда предупреждает накануне, чтобы учитель не растерялся при появлении незваной гостьи.
- Единственное, мне не нужно показывать на уроке надуманные представления, - говорит завуч. - Мне нужен рабочий урок, чтобы понять, как работают учитель и обучающиеся. У меня уже большой опыт, и я повидала много уроков, и всегда отличу, этот вид деятельности уже наработан, или учитель его только что придумал, чтобы приукрасить урок, и ученики делают это впервые.
Рекомендации завуча всегда имеют важное значение, особенно для молодых педагогов.
Молодая смена наступает
Руководство школы очень радует то, что в школу приходят молодые учителя, и в основном это их бывшие ученики.
- Каждый год наши выпускники поступают в педагогические вузы. Сегодня с нами работают пять наших выпускников, еще два молодых педагога находятся в декретном отпуске, - говорит наша героиня. - Я к ним отношусь с уважением, может, даже с бОльшим, чем к давним коллегам. Всегда обращаются к ним на «Вы» и по имени-отчеству. Это придает молодым специалистам больше уверенности в себе.
Сегодня Резида Ханифовна готовит себе смену - она взяла наставничество над молодым заместителем директора по учебно-воспитательной работе Альбиной Айратовной Дунаевой и учит ее вести работу по контролю.
Главное - чтение
В этом учебном году Резида Ханифовна ведет уроки русского языка и литературы в 7-х, 8- х и 11 - м классах.
- Главный предмет в школе - это чтение, - уверена учитель и не перестает об этом говорить своим ученикам. - Если ты не научился читать, то ни математику, ни английский, ни родной язык ты не выучишь.
К сожалению, сегодня школьники очень мало читают, и приходится прикладывать немало сил, чтобы приучить их к этому занятию. Иногда даже на обычном уроке учитель дает время для чтения по 10-15 минут. Она точно знает, кто из учеников ходит в библиотеку - не только по тому, что ученик приносит книгу на урок по внеклассному чтению, но и по правильной речи и грамотному письму.
- Если я добиваюсь, чтобы хоть 70 процентов учеников читали, я ставлю себе «отлично», - говорит педагог.
В 11-м классе больше внимания уделяется подготовке к ЕГЭ. Учебный год опытный педагог начинает с входного контроля - чтобы понять, в какой области большие пробелы в знаниях. Только изучив все темы и разобрав все задания, они поступают к подготовке к сочинению.
Блиц-интервью
- Любимый писатель? -
Лев Толстой.
- Любимое произведение?
- «Война и мир».
- Любимый герой?
- Наташа Ростова. Когда училась в школе, Наташа Ростова была для меня идеалом красоты и женственности, когда я стала старше , у меня изменилось отношение у ней. И вот в зрелом возрасте, когда уже все пережито и по-другому смотришь на героиню, она всегда остается для меня любимой.
- Ребенок провинился. Вы предпочитаете поговорить с ним или вызвать родителей?
- Всегда отдельно разговариваю с ребенком, пытаюсь понять в чем причина его поступка. Не люблю ставить двойки. Я договариваюсь с ребенком, что он подготовится в следующий раз. А вдруг у него дома что-то произошло, и у него не было возможности подготовиться к уроку? Прощаю и во второй раз. А третий раз - это уже система. Тогда я уже ставлю заслуженную двойку, ведь мы договорились. Больше всего не люблю, когда меня обманывают.
- Как заставляете учить стихи?
- Даю возможность ребятам самим определить, на что они способны и какую оценку заслуживают. Условно: за 12 выученных строк - пятерка, 10 - четверка, 8 - тройка.
- Сколько времени занимает подготовка у одному уроку?
- Сейчас уже намного меньше времени, поскольку все делаем в электронном виде. По плану урок никогда не получается. Самый лучший урок - это урок - импровизация. Бывает, дети не подготовлены, без настроения пришли. А иногда так хорошо отвечают, что я в качестве бонуса не задаю им домашнее задание.
- Когда вы проверяете тетради?
- Стараюсь успеть проверить в школе, но если объемные работы, сочинения, то уношу домой.
- Какой у вас распорядок рабочего дня?
- Прихожу в школу к открытию - в семь часов. До уроков проверяю расписание, вношу правки, иногда успеваю проверить тетради. Ухожу домой в шесть - семь часов.
- Что делаете в свободное время?
- У нас большой сад. Любим путешествовать.
- Кроме Дня учителя и 8 марта, в какие дни вы еще принимаете поздравления?
- Для нас самый важный праздник - это День знаний - 1 сентября и Последний звонок.
- Какой самый сложный месяц в учебном году?
- Нет самого сложного и самого легкого, все они одинаково насыщены событиями. Много работы в сентябре - это начало учебного года, а психологически тяжело в июне-июле - это ожидание результатов экзаменов.
- Что вы пожелаете своим коллегам в профессиональный праздник?
- Любимые коллеги, работать с вами — сплошное удовольствие! Вы все невероятно умные, трудолюбивые, интересные! Пусть этот день напомнит вам, что вы самые лучшие учителя на свете. Желаю вам оставаться такими замечательными людьми, любящими свою работу.
С праздником, с Днем учителя!