Региональный этап чемпионата прошел в конце марта на 78 площадках по всей республике. 2,8 тысячи конкурсантов, среди них 3144 школьника и студента, продемонстрировали свои профессиональные навыки по 185 компетенциям, востребованным на территории региона. Организатором компетенции «Музейная педагогика» стал Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий. Юные профессионалы представляли и защищали свои разработки перед экспертами-наставниками и индустриальными экспертами.
Участвовать в конкурсе Злате предложила ее учительница Миранова Наталья Львовна, которая заведует школьным музеем. Сегодня музейная педагогика занимает все заметное место в практической деятельности современных музеев.
Музейный педагог – это специалист, профессионально занимающийся образовательно-воспитательной деятельностью в музее.
Участники чемпионата должны были продемонстрировать все свои знания и умения в музейной педагогике, выполняя конкурсные задания. Первым заданием была домашняя заготовка «Разработка и проведение музейной программы с элементами театрализации». Злата решила провести урок в «Башкирском уголке» музея детского сада №1 «Радуга». Ей всегда нравилась маленькая юрта, которая занимает большую часть экспозиции, башкирские национальные блюда, слепленные из соленого теста, люлька, куклы в национальных костюмах. Она пришла туда с несколькими одноклассниками, которые играли роль учеников, а она - музейного экскурсовода. Эксперты высоко оценили талант перевоплощения в образ педагога юной конкурсантки и проведение содержательной экскурсии.
Приехав в Уфу на чемпионат, юниоры выполняли задания по модулям согласно программе. Первым и наиболее сложным заданием была разработка и проведение урока «Окружающий мир» в 4 классе с использованием музейного экспоната. В распоряжении конкурсантов был сайт музея, Злате попался детский музей «В мире сказки», входящий в состав Смоленского государственного музея. Злата разработала урок по правилам дорожного движения «Весело на дороге», используя экспонат собачьи упряжки. За 2 часа 40 минут нужно было не только придумать ход урока, но и расписать методическую карту: обозначить цели и задачи занятия, определить активности учащихся и итоги урока.
Второй конкурсный день был не менее насыщенный: конкурсантам нужно было разработать и провести лекцию-беседу в онлайн-формате для целевой аудитории - студентов 18-20 лет, самостоятельно управляя презентацией PowerPoint. Злата выбрала тему «Русские сказки в кинематографе». В качестве примера она взяла свой любимый фильм «Последний богатырь» с множеством героев из русских сказок, все части которого она пересмотрела несколько раз.
И на последнем этапе чемпионата конкурсантам необходимо было разработать цикл музейных занятий для детей 8-10 лет в рамках тематического абонемента, включающего план занятий с кратким описанием и информационный листок, содержащий информацию об абонементе. Облегчало задание то, что можно было использовать интернет. Злата придумала три активности, связанные с Японией: знакомство с японской культурой, искусство оригами и чайная церемония.
Конкурсные дни пролетели незаметно, что не скажешь о днях ожидания результатов. И вот 1 апреля Злату Холбан с ее педагогом Натальей Мирановой позвали на церемонию награждения в Конгресс-холл «Торатау». Интригу держали долго: после небольшого концерта наградили сначала бронзовых призеров по всем компетенциям, только потом Злата узнала, что заняла второе место.
- После этого чемпионата я открыла для себя то, что я действительно люблю педагогику и твердо решила связать с ней свою будущую профессию. Я поняла, что достаточно покопаться в себе и можно найти любую способность, - говорит Злата. - В начале конкурса я чувствовала себя некомфортно, не знала с чего начать, а потом сосредоточилась и поняла, что задания даются мне достаточно легко и я могу этим заниматься.
А я спешу напомнить, что Злата Холбан - самая младшая представительница педагогической династии Поспеловых-Холбан. Бабушка Татьяна Васильевна Поспелова много лет проработала директором школы №1 и преподавала английский язык, мама Любовь Александровна Холбан - заведующая детским садом №1 «Радуга», старшая сестра Ангелина - студентка, тоже будущий педагог. Злата считает себя гуманитарием: делает успехи в изучении русского языка и литературы, обществознания, истории. Со второго класса побеждает в олимпиадах по русскому языку, ежегодно участвует в литературном конкурсе «Живая классика». Занимается в музыкальной школе по классу фортепиано, танцует и поет в Доме культуры «Идель». Находит время для чтения художественной литературы: любит фэнтези и детективы.