Все новости
Общество
31 Мая 2019, 14:29

Штаб. Железная дорога. Индустриальный парк

Корпорация развития РБ видит два пути развития Агидели.

Корпорация развития РБ видит два
пути развития Агидели. Первый - присоединение к
Нефтекамску, который на сегодняшний день имеет
статус ТОСЭР (Территория опережающего социально-
экономического развития). Второй - развитие про-
мышленной площадки, главным преимуществом ко-
торой является портовая зона. К первому варианту мы
вернемся чуть позже, а пока поговорим о преимуще-
ствах и недостатках второго
Главный плюс связан с тем самым уникальным
месторасположением Агидели - через Каму и Белую
можно выйти к Каспийскому, Черному и Балтийскому
морям. До ближайших портов - Камбарка, Сарапул,
Чайковский, Набережные Челны, Чистополь, Пермь,
Казань - от 60 до 400 км. Глубина рек позволяет прини-
мать суда класса «река-море». Что можно возить? Обо-
рудование, нефтепродукты, лес, зерно и многое другое
- водные перевозки выгоднее наземных почти в 10 раз.
Основной недостаток, точнее, объективная реальность
- состояние дорожной и инженерной инфраструктуры
промышленной площадки.
Необходимо отремонтировать автомобильную
дорогу и подъездной железнодорожный путь Нефте-
камск - Агидель, проложить газопровод, произвести
подключение к тепловым и электрическим сетям,
выполнить ремонт или реконструкцию внутрипло-
щадочных сетей водоснабжения и водоотведения.
Общая стоимость планируемых затрат составляет
около 1,3 млрд. рублей. Еще в 6,1 млрд. рублей обой-
дется строительство порта.
Индустриальный парк :
быть или не быть?
Впервые о создании индустриального парка за-
говорили в 2010 году. Строительство атомной элек-
тростанции все откладывалось, консервация ее объ-
ектов обходилась все дороже. Корпорация «Росэ-
нергоатом» пошла навстречу республике, предло-
жившей проект создания на базе имущественного
комплекса БашАЭС Индустриального парка «Стро-
ительные материалы Башкортостана». Тогда же была
создана управляющая компания, которую возглавил
экс-глава администрации г. Агидель Валерий Фе-
доров.
В надежде на господдержку резидентами
парка стали многие действующие предприятия го-
рода, развивать промышленное производство в Аги-
дели намеревались крупные компании и инвесторы.
Однако наличие соглашения между Росэнергоа-
томом, правительством республики и администра-
цией городского округа не снимало ограничений,
связанных со статусом территории, относящейся к
объектам атомной энергетики. В пределах трехки-
лометровой зоны нельзя было возводить никаких
новых зданий, а если бы Росэнергоатом вернулся к
теме строительства АЭС, то инвесторам никто бы не
возместил их вложений. Эта проблема разрешилась в
2014 году, когда имущественный комплекс БашАЭС
перешел под юрисдикцию республики. Сначала он
был передан в оперативное управление Республи-
канского научно-технологического и информаци-
онного комплекса «Баштехинформ», затем внесен
в уставный капитал новой сетевой компании «Баш-
кирские электрические сети». Управляющая ком-
пания Индустриального парка «Строительные мате-
риалы Башкортостана» осталась не у дел и сейчас на-
ходится в процессе ликвидации.
Руководитель администрации Главы РБ Алек-
сандр Сидякин поручил приостановить ликвидацию
юрлица, ведь статус индустриального парка гаранти-
рует не только налоговые льготы, но и другие формы
господдержки, в том числе финансовые. Кроме
того, основным учредителем УК является одно из
дочерних предприятий Росэнергоатома, а с таким
крупным партнером лучше сохранять связи.
Работаем!
Глава городской администрации Фанис Гиль-
ванов рассказал участникам совещания о том, как
обстоит дело с приоритетными региональными про-
ектами, которые реализуются в Агидели. Речь идет о
строительстве судоремонтно-судостроительного за-
вода ООО «Стапель» и речного терминала под пере-
валку светлых нефтепродуктов ООО «Башатомтер-
минал». К слову, оба объекта отлично вписываются
в проект создания портовой зоны.
Судоремонтная компания «Стапель» провела из-
ыскательские работы на 40 га земли. В настоящее
время на территории будущего цеха №1 по утили-
зации и переработке нефтяных шламов и смывов
идет расчистка от железобетонных конструкций
- масса строительных отходов исчисляется милли-
онами тонн, а утилизация требует времени и ре-
сурсов. В ближайшие недели планируется сформи-
ровать базу отстоя кораблей в акватории судоходной
прорези. Также проведены предварительные перего-
воры о поставке полумиллиона тонн зерна в рамках
проработки планов по перевалке грузов в портовой
зоне Агидели.
Терминал темных нефтепродуктов в Агидели по-
явился 15 лет назад, в 2007-2008 годах были произве-
дены несколько отгрузок, оборудование находится в
рабочем состоянии. Теперь планируется строитель-
ство капитального берегового объекта, который по-
зволит перегружать и темные, и светлые нефтепро-
дукты. В настоящее время ожидается согласование
реконструкции причала - его собираются удлинить,
чтобы в акватории могли разместиться два судна од-
новременно.
И первый, и второй проекты не могут быть ре-
ализованы без налаживания железнодорожного со-
общения - производственные мощности попросту
не будут загружены. Можно до второго пришествия
ожидать строительства железнодорожной ветки, со-
единяющей Горьковскую и Куйбышевскую маги-
страли, - такие планы активно обсуждаются и на фе-
деральном, и на региональном уровнях. В нашем
случае есть более реальное и «быстрое» решение -
привести в порядок имеющуюся ветку «Нефтекамск
- Агидель». Дорога протяженностью 38 киломе-
тров условно поделена на две части: 24 км обслужи-
ваются нефтяниками, а вот 14 километров практи-
чески заброшены. Директор ООО «Агидель-ПЖДТ»
Рафис Насретдинов посетовал на то, что «агидель-
ский участок» зарастает кустарником, а местами раз-
бирается охотниками за металлом, и попросил вы-
делить хотя бы 300-400 тыс. рублей, чтобы остано-
вить эти процессы. И тут же на совещании получил
положительный ответ - деньги выделит Торгово-
промышленная палата РБ. Также будет проведена
инвентаризация путей, поскольку запланированная
сумма полного ремонта - 200 млн. рублей - у специа-
листов вызывает сомнения.
Еще один проект, о котором много говорят в
последнее время - открытие в Агидели производ-
ства автоматических дефибрилляторов ООО «НПЦ
«СпецМедТехника» (компания зарегистрирована на
территории городского округа). Директор предпри-
ятия Эрнольд Аглямов обратился к врио главы РБ
на одном из «Инвестчасов», чтобы он помог уско-
рить процесс получения регистрационного удосто-
верения Росздравнадзора. И процесс пошел: про-
ведены переговоры с руководством Всероссийского
научно-исследовательского и испытательного ин-
ститута медтехники, определены пошаговые дей-
ствия, 23 мая предоставлены необходимые доку-
менты. Через 10 дней ожидается подписание дого-
вора, после чего будет определен объем работ. Уже
получены регистрационные документы на еще одно
устройство, которое также планируется выпускать в
Агидели, - аппарат фототерапии новорожденных.
Что решили ?
Поскольку совещание проходило в формате
«Предпринимательского часа», представителям биз-
неса рассказали также о господдержке. Сегодня не
проблема найти информацию о разного рода фи-
нансовой помощи - создан региональный Инвест-
портал, а также первый центр поддержки пред-
принимательства «Мой бизнес», пока он действует
только в столице республики, но через месяц ожида-
ется открытие филиала в Нефтекамске.
По окончании совещания Александр Сидякин
подвел итоги. Будет создан специальный штаб, по-
священный развитию Агидели, - он будет созываться
один раз в два месяца, поочередно в Агидели и Уфе,
с приглашением всех профильных министерств и ве-
домств и заинтересованных лиц. Железнодорожную
ветку «Нефтекамск-Агидель» отремонтируют уже в
текущем году. Будут рассматриваться все варианты
развития территории - присоединение к ТОСЭР
(но без лишения статуса отдельно взятого город-
ского округа!), создание реально работающего инду-
стриального парка и/или портовой зоны. Для этого
нужно заключить договор с международной ауди-
торской компанией, которая подробно изучит все
плюсы и минусы того или иного варианта.
Л. ЗАГИТОВА.