Все новости
События и факты
2 Декабря 2019, 22:00

В башкирском городе Агидель инвалиды и родители детей с ОВЗ создали новое общество

Круглый стол по проблемам инвалидов «Мир без преград» был организован в башкирской гимназии на прошлой неделе

Участниками круглого стола стали депутат Госсобрания - Курултая РБ Булат Юмадилов, глава администрации ГО г. Агидель Фанис Гильванов и его заместитель по соцвопросам Илюса Ялашев, начальник отдела образования Ирина Шурупова, директор центра занятости Гульнара Исламова, и другие ответственные лица.
Перед началом круглого стола прошли мастер-классы по занятиям с детьми с ограниченными возможностями. Занятия по детскому фитнесу провела тренер отдела физкультуры, спорта и молодежной политики Лилия Гусманова. Инструктор-методист ДЮСШ Джамиля Каменских дала мастер-класс по адаптивной физической культуре. Воспитатель детского сада №5 «Пин и Гвин» Татьяна Салихова приготовила множество предметов и средств для проведения мастер-класса по развитию мелкой моторики. Дети и родители с интересом участвовали во всех трех мастер-классах, затем родители и взрослые участники круглого стола приступили к обсуждению наболевших вопросов.
Со вступительным словом выступила методист отдела образования Татьяна Колеватова, она поведала о намерениях отдела образования сделать жизнь детей-инвалидов удобной и комфортной.
Глава администрации ГО г. Агидель Фанис Гильванов отметил, что с какими бы вопросами ни обратились инвалиды, все они будут по мере возможности решаться. «Не как чиновник, а как человек, я хорошо понимаю людей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями, - заверил Фанис Яфасович. – А как чиновник использую все способы, но проблемы решаться будут. Я –ваш друг, ваше плечо опоры».
Депутат Булат Юмадилов также отметил важность темы, и главную цель – продуктивность проходящей встречи, которая должна заключаться во всемерной поддержке людей с особыми потребностями.
О деятельности медико-психологической экспертизы рассказала гость нашего города, заведующая филиалом Республиканской ПМПК Эльмира Хасанова. Она сообщила, что в системе образования существуют семь программ для детей, отдельные программы обучения разработаны для ребят с нарушением речи, замедленным психическим развитием, интеллектуальными нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения и так называемым расстройством аккустического спектра, стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие. Какой образовательный маршрут им предназначен – решает ПМПК, куда надо обратиться, пройдя окулиста и невролога, можно предварительно позвонить по нефтекамскому телефону 4-70-02, если ребенок не будет усваивать школьную программу.
Большая ошибка родителей – обращаться перед экзаменами в 9 классе, обучаться по программам следует в начальных классов. Если ребенок до 8 класса обучался по общеобразовательной программе, его уже невозможно перевести на спецпрограмму. Был задан вопрос о выборе педагога, но начальник отдела образования Ирина Шурупова объяснила, что при дефиците кадров и разной загруженности учителей в разные в школах учебные годы пока нельзя гарантировать, что не будет смены учителей для домашнего обучения. Эта проблема на сегодняшний день остается.
Руководитель центра занятости подробно рассказала о возможностях трудоустройства в своем докладе «Один шаг навстречу работе» - и этот шаг – обращение в ЦЗН. На сегодняшний день на учете в ЦЗН состоят 40 инвалидов. Проводятся занятия по поиску работы, составлению резюме, телефонному разговору с работодателем, прохождению собеседования. Есть программа оснащения рабочих мест для инвалидов, в нынешнем году оснащены два места в УЖКХ – для слесаря сантехника и подсобного рабочего, предприятие получило на эти цели 160 тысяч рублей. Инвалиды трудоустроены по квотам в пять организаций: двое в УЖКХ, по одному – в детские сады №1, 4, 5 и в школу. Оказано содействие в трудоустройстве девятерым: в городскую администрацию, новокабановскую школу, парикмахерскую и т.д.
Врач-психоло МСЭ Клара Калимуллина рассказала о том, что трудовые рекомендации МСЭ – они являются именно рекомендациями, никто не заставляет инвалида работать, все зависит от желания, есть даже инвалиды 1 группы, занимающие руководящие должности. После ампутации конечности можно в течение трех дней пройти освидетельствование и получить рекомендацию на протезирование. Для обустройства парковки во дворе следует взять знак «инвалид», наклеит на машину и обратиться в УЖКХ для разметки и установки знака.
Родители задавали вопросы каждому выступающему. Высказывали пожелания, чтобы к нас в городе был центр, где бы работал логопед-дефектолог, специалист по работе с детьми с аутизмом, чтобы медико-социальная экспертиза выезжала в Агидель хотя бы дважды в год – очень тяжело с больным ребенком ездить в Нефтекамск. Ставился вопрос о создании специальной детской площадки для тех, кто не может ходить самостоятельно, обучении профессиям (парикмахер, озеленитель, обувщик и т.д.) на базе колледжа хотя бы на платной основе.
На вопрос о пандусах на выходе из многоквартирного дома глава ответил, что созданы все условия для доступа инвалидов в муниципальные учреждения, но вкладывать бюджетные средства в жилой дом, который является собственностью владельцев квартир, не позволяет закон.
Был поднят вопрос о создании некоммерческого объединения инвалидов – НКО, чтобы была возможность получения субвенций и грантов для реализации различных проектов. Но это должна быть организация не администрации, а самих инвалидов. Сотрудники администрации могут лишь помогать объединению в свободное время – в составлении устава, ведении документации, искать спонсоров и т.д. Таакже администрация обязалась найти помещение для офиса. Помимо председателя в НКО должны быть не менее трех членов совета, ревизионная комиссия. Желательно, чтобы среди них были и родители особенных детей, и взрослые-инвалиды. Были предложены следующие кандидатуры: Гузалия Шуарова, Лия Сахипгареева, Гульнара Хисамова, Флюза Садыкова, Флюза Исламгулова, Ильнур Ганиев.
«Мы вместе!» - так решено было назвать НКО, состоящее из активных участников, руководствующихся принципом «Шаг за шагом к решению проблем». Проблем социализации инвалидов, отсутствия возможности пользоваться всеми благами цивилизации в современном мире быть не должно.