Зульфия Рахматуллина поделилась в
фейсбуке своей историей, которая произошла несколько лет назад.
В июне 2014 года ее семья обратилась в «ИнвестКапиталБанк». Кредит в размере 700 тыс. рублей был оформлен на мать Зульфии, а ее отец и она сама выступили в качестве поручителей. Также в качестве финансового обеспечения по кредиту была заложена двухкомнатная квартира, где женщина проживала вместе с дочерью.
Спустя год в семье начались финансовые проблемы - Зульфия осталась без работы, а ее мать попала под сокращение. По этой причине они не смогли внести ежемесячный взнос на погашение кредита. Попытались урегулировать проблему, заключив договор о реструктуризации кредита, однако банк на соглашение не пошел и в судебном порядке потребовал погасить остаток долга по кредиту в размере 660 тыс. рублей в месячный срок, обратив взыскание на заложенную недвижимость.
Банк сослался на пункт в договоре, который гласит, что «при ненадлежащем исполнении условий настоящего договора кредитор вправе расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке, с требованием от заемщика полного погашения суммы кредита, а также начисленных процентов, пеней, штрафов и иных платежей, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором».
Суд поддержал исковое требование частично, поскольку квартира была единственным жильем заемщицы, а на ее попечении находился несовершеннолетний ребенок.
По словам Рахматуллиной, в июне 2018 года она полностью погасила задолженность перед банком с учетом процентов и штрафов. Однако в 2019 году банк сделал своей бывшей клиентке подарок на день рождения - прислал требование о расторжении договора и уплате процентов, пеней и штрафов в размере 1 млн. 178 тыс. рублей.
Также был подан иск в суд на изъятие квартиры. Илишевский суд, рассматривавший дело, в иске отказал в связи с тем, что требование «о взыскании всей суммы задолженности по кредиту, которые судом были удовлетворены в 2015 году, свидетельствуют об одностороннем отказе банка от исполнения договора, в связи с чем договор считается расторгнутым, а поэтому оснований для повторного расторжения договора не имеется».
Однако банк подал на апелляцию в Верховный суд республики, который отменил решение суда первой инстанции и постановил уплатить неустойку, которая носит компенсационный характер, в размере 380 тыс. рублей.
Кассационный суд, куда обратилась заемщица, оставил этот вердикт в силе. Теперь единственное жилье уфимки могут выставить на продажу. Несмотря на то, что кредит, проценты и штрафы давно погашены, а срок договора истек в 2018 году.
В отчаянии уфимка попросила помощи у главы республики, чтобы история «создала прецедент и люди не страдали от произвола банков и судебной системы.»