Все новости
Здоровье
25 Января 2019, 14:16

Реанимация - нет, реабилитация - да

Активисты написали коллективное обращение в Министерство здравоохранения РБ, в котором изложили все свои претензии к организации медицинской помощи в Агидели. В минувшую среду в город прибыла комиссия из 13 специалистов минздрава и НГБ, была проведена проверка фактов, описанных в жалобе, а ближе к вечеру состоялась встреча с авторами письма.

На втором этаже лечебного корпуса идет ремонт - здесь приводят в порядок помещения вновь открываемого реабилитационного отделения. То есть, ранее отделение с таким названием уже открывали на территории Агидели, но в прошлом году оно работало как неврологическое. Теперь помимо пациентов, перенесших инсульт, здесь будут помогать людям, пострадавшим от тяжелых травм.



Однако некоторых агидельцев больше заботит вопрос, почему в городе нет реанимации - в медицине существует понятие «золотого часа», то есть времени, когда оказание первой помощи наиболее эффективно, а ближайшее реанимационное отделение находится в Нефтекамске. Как и многие узкие специалисты, которых так не хватает нашей поликлинике.



Активисты написали коллективное обращение в Министерство здравоохранения РБ, в котором изложили все свои претензии к организации медицинской помощи в Агидели.



В минувшую среду в город прибыла комиссия из 13 специалистов минздрава и НГБ, была проведена проверка фактов, описанных в жалобе, а ближе к вечеру состоялась встреча с авторами письма.



Начнем все-таки с открытия реабилитационного отделения. Оно запланировано на 1 марта. Уже действующие 15 неврологических коек дополнят 15 травматологическими. С пациентами будет работать мультидисциплинарная бригада: невролог и реабилитолог, травматолог, физиотерапевт, психолог, логопед. Новость хорошая, но в связи с увеличением нагрузки на невролога, который раньше работал на полставки (а в реальности принимал гораздо больше пациентов, чем положено по нормативу), местная поликлиника лишилась еще одного узкого специалиста. С обсуждения проблемы нехватки медицинских кадров и начался
разговор.


- У меня сахарный диабет. В прошлом году от нас ушел эндокринолог. Что нам, пациентам, делать? В Нефтекамск не наездишься: нужно попасть на прием, получить направление на анализы, потом с результатами опять приехать к врачу.



- Работаю на вахте. Начинаешь записываться к специалистам: к тому попадешь через неделю, к другому - через 15 дней. А мне уже на работу пора. Получить талончик к стоматологу практически невозможно, протезиста в поликлинике нет, так и хожу без зубов.


Члены комиссии согласились с тем, что проблема нехватки специалистов, особенно в первичном звене, стоит очень остро. Врачей не хватает не только в маленьких городах вроде Агидели, но и в том же Нефтекамске, и в столице региона. Главврач НГБ Альбина Кузнецова и глава администрации городского округа Фанис Гильванов встречались с будущими выпускниками медуниверситета и надеются, что молодежь откликнется на их приглашение приехать на работу. НГБ оплачивает учебу нескольким ординаторам, то же готова сделать и администрация Агидели, не говоря уже о предоставлении жилья.



А что же с целевиками? Город, дав абитуриенту целевое направление, помог ему стать студентом медвуза - эта практика существует не первый год, где же молодые врачи? Почему не отрабатывают хотя бы несколько лет? К сожалению, механизмов воздействия на выпускников медвузов нет - заставить их нельзя, а желания возвращаться в малые города у молодежи немного.


По поводу невозможности попасть на прием сразу же, как у человека возникла необходимость в консультации врача, ответила главный терапевт минздрава Венера Мустафина: есть определенные нормативы ожидания - две недели к узким специалистам, месяц - плановая госпитализация, столько же - некоторые виды исследований, в частности, компьютерная томография. Если медучреждение укладывается в эти сроки - нарушений с его стороны нет.


Но это не касается случаев, когда пациенту необходима безотлагательная помощь. Если у вас температура, острая боль, кровотечение - вас обязаны принять без талона, а в экстренных случаях следует вызывать скорую помощь. И хотя практика перекладывания пациентов в Арлане по-прежнему раздражает горожан - это вынужденная необходимость. Обеспечение населенных пунктов машинами скорой помощи связано с численностью населения - с учетом жителей окрестных деревень нам положено не более двух единиц. В конце минувшего года нас всех порадовала новость о новых каретах скорой помощи, выделенных муниципалитетам по поручению врио главы РБ: Нефтекамск получил семь автомобилей, один из них был передан в Агидель.


По той же самой причине - небольшой численности населения, сегодня невозможно говорить о размещении в городе реанимационного отделения. По современным требованиям реанимация и интенсивная терапия работают в тесной связке с хирургическим стационаром, которого у нас тоже нет. Зато он есть в Нефтекамске, куда экстренных больных доставляют напрямую без перекладывания, оказывая первую помощь уже в пути.


В 2018 году в хирургических отделениях НГБ лечение получили 326 человек - даже если бы все они являлись экстренными пациентами (а это не так, часть из них была госпитализирована по плану), для самостоятельного реанимационного отделения это слишком маленькая нагрузка.


Многие горожане по-прежнему переживают о закрытии агидельского роддома. Но давайте вспомним: родильное отделение закрыли после того, как уволился оперирующий акушер-гинеколог. Сегодня к оказанию родовспоможения и сопровождению беременных очень высокие требования, нет специалистов - нет роддома, будь хоть сто комфортных зданий на территории муниципалитета. А статистика беспристрастна - в прошлом году рожали 143 жительницы Агидели, это даже не одни роды в день. Как правило, там, где высок поток пациентов, высока и квалификация медперсонала, и наоборот.


Поначалу разговор не клеился. Люди высказывали свои претензии, отказывались раскрывать подробности случаев, когда, по их словам, была оказана некачественная медицинская помощь. Комиссия пыталась объяснить, что организация медпомощи регламентируется нормативными актами, принятыми на федеральном уровне, что сегодня здравоохранение работает по трехуровневому принципу.


Первый уровень ориентирован на первичный прием, профилактику и амбулаторное лечение (наша поликлиника). Второй - работает с более сложными проблемами, зачастую требующими стационарного лечения (отделения НГБ). Третий - это медпомощь, дающая эффект в наиболее сложных случаях, многие из которых ранее считались безнадежными (региональные и федеральные медцентры).


Медиатором - человеком, помогающим прийти к компромиссу в спорных ситуациях, - выступила главный кардиолог РБ, главврач кардиоцентра Ирина Николаева. Она призвала стороны решать конкретные проблемы. Нет узких специалистов, надо отправить персонал на переобучение; если есть возможность, организовать выездные приемы или транспорт, чтобы отвезти нескольких пациентов к имеющемуся специалисту в Нефтекамск. Тяжело людям подниматься на третий этаж в процедурный кабинет - организовать подъем на лифте (со временем, после ремонта на первом этаже «процедурку» и кабинет ЭКГ спустят вниз). Агидельцам кажется, что их не слышат - пусть будет представитель Агидели в Общественном совете при НГБ (председатель Совета Гульнур Гайнетдинова рассказала на встрече, как работает общественный контроль). Пугает людей статистика болезней системы кровообращения - главный кардиолог республики готова попросить редакцию «Вечерней Уфы» поделиться публикациями из рубрики «Три вопроса кардиологу». Мы же, в свою очередь, будем продолжать освещать вопросы, касающиеся здравоохранения, в «Огнях Агидели» и наших группах в соцсетях.
Л. ЗАГИТОВА.

Читайте нас: