Самая большая боль, которая прослеживается в исповеди продавца-кассира одного из супермаркетов – то, что иной покупатель исступленно требует чуда. Но чудес не бывает. А как хотелось бы продавцу быть волшебником: сделать так, чтобы было все очень дешево и вообще, чтобы было все, что может себе представить, видел во сне и готов купить покупатель по придуманной им цене. Главное чудо, которого сегодня желал бы любой продавец-кассир – чтобы исчез коронавирус...
- Работа в «нормальный» период и во время эпидемии отличается кардинально, - рассказывает продавец-кассир Нурзида (имя изменено). - Мы переживаем, что покупатели без масок, а им самим - безразлично. Все одновременно идут на кассу и встают впритык. Реагируют на замечания так, как будто это исключительно нам нужно, чтобы они были защищены, говорят: «Раздавайте маски бесплатно!», «Поставьте ящик с перчатками на входе!» и т.д. А где нам их взять? Для себя я из дома ношу – вовремя закупила по дешевке коробку тонких перчаток, а вот коллега ходит в толстых, и как она в них деньги считает, непонятно.
Рабочий день Нурзиды - 8 часов, а коллеги работают по графику от открытия до закрытия, по 12-14 часов, и постоянно в перчатках – представьте себя на их месте!
- Продавцам маски, слава богу, выдали многоразовые, не надо тратить деньги. Но и от них уже что-то типа аллергии, дерматита - раздражения, прыщи. А еще у нас уже лопоухость от этих «намордников» развилась, они же с резинками, - смеется подруга. – Мы их называем именно намордниками, потому что еле терпим их, и ждем-не дождемся, когда же их можно будет снять и забыть. А у кого очки, тем совсем тяжело в маске – очки запотевают.
Хорошо тем, у кого дети ходят в садик, сейчас садики закрыты – им можно не ходить на работу. А коллеги за мамочек отдуваются бесплатно, жалуется приятельница.
- Очень тяжело в те дни, когда нам скидывают новые цены - по вторникам: практически все ценники в магазине надо менять с 8 утра. А напарницы нет, я одна – и на кассе, и в отделе. Двойная нагрузка. Уже с 8 утра на кассу набегают мужики – у них за ночь курево кончилось. Только отпустишь их и пойдешь ставить ценники – в 9 приходят пенсионерки, чтобы скупить все дешевое, что выложено с утра (о, это целая отдельная тема!). Следом к 10 валом валят «похмеляльщики» за спиртным. Новые ценники так и не расставлены... На товарах вчерашние цены, а в компьютере сегодняшние. А уже 11 часов. И тут начинается: почему не та цена!? Потому что какие-то тетеньки где-то в конторе в далеком Саратове в головном офисе (магазин сетевой) решили, что экономически целесообразно повысить цену. Это их магазин. Но нам не все покупатели верят. «Вы наживаетесь на беде народа!», - кричит пенсионер. Уверяю вас, нет, я не имею с этой наценки ни копейки! И если я позову администратора, он скажет то же самое, что это не мы, и даже не Уфа устанавливает цены.
Одна из больших проблем – создание стратегических запасов послевоенным поколением советских людей. Продавцы с сочувствием относятся к пережившим голод, понимают их, но если бы «бабушки» не разбирали продукты в больших количествах, то и цены бы не повышались. Ведь спрос регулирует цену.
- Товар завозят стабильно, каждый день, ровно столько, сколько потребляет магазин, чтобы не возиться с возвратом скоропортящегося товара, - продолжает рассказ продавец. – Если взяли вчера 10 кефиров определенной марки – и сегодня их привезут 10, но никак не 20. По телевизору показывали склады, полные товаров, сам Путин говорил, что запасов хватит на год (а плюс скоро – еще и новый урожай). Однако пожилые люди скупают спички, соль, гречку, хозяйственное мыло. «Пусть гречка лежит, сохнет, зато с голоду не умрем». Молодые тоже, глядя на их покупки, начинают волноваться, приходят за дешевыми товарами, но их уже нет. Они осели в кладовках у бабушек, где их побьет моль, съедят жучки, консервы сточит ржавчина. Я даже сама, видя ажиотаж, купила все это по 5 штук. Хотя зачем мне 5 кг соли, не знаю. Еще в школе на уроках ОБЖ нам объясняли, что хорошо иметь двухмесячный запас продуктов питания. Но только двухмесячный. В наше время запасаться на годы совершенно нерационально, не будет уже таких долгих войн и эпидемий. Никакого дефицита бакалейных товаров нет и не предвидится!
В итоге продавец обращается к покупателям:
- Уважаемый покупатель! Просьба, поймите: мы не влияем на цены, никогда, подорожание некоторых видов товаров это и наша беда, как и ваша. А в последние недели у нас еще и другая проблема: мы сталкиваемся за день с тысячами людей. Мы можем быть заражены и болеть бессимптомно, и вы, покупатели, тоже. Позаботьтесь о себе, позаботьтесь об окружающих – наденьте маску и перчатки в общественном месте - в магазине!