Куда мы попали?
Родился наш герой в 1965 году в деревне Бачкитау Краснокамского района Башкирии. После окончания школы весной 1983 года его первым призывом должны были отправить на службу в Германию, но в Уфе на пересылочном пункте он не смог пройти медкомиссию. Прошла неделя, и Рамис снова прибыл в Уфу, где после недельного ожидания молодых парней разбудили в час ночи и забрали в Ашхабад. Тогда он не знал, куда едет и что ему придется своими глазами увидеть войну. Поначалу он о своей службе не рассказывал родителям. Хотя позже они узнали, что сын служит в Афгане и, конечно, переживали за Рамиса, часто писали письма друзья и родные. В Ашхабаде новобранец попал в учебный центр Кишинского мотострелкового полка, где он готовился стать водителем БТР и мотострелком. Полгода его обучали военному делу. Самым сложным было преодоление 12-километровых марш-бросков по 50-градусной жаре в полной экипировке. После «учебки» ребят отправили в Афган.
- Мне была удивительна новая культура: мужчины в чалме, женщины в парандже. Там все казалось намного проще, кругом маленькие глиняные двух- и трехэтажные постройки, - вспоминает он. В Кабуле солдат посадили на «вертушки», после чего они прилетели в провинцию Газни. В 12 километрах от него стоял 191-й Отдельный мотострелковый полк. Когда они приземлились, на улице было уже темно, и тут же начался обстрел. Позже узнали, что когда призывники прилетают, душманы начинают создавать панику, чтобы посеять страх и подкосить боевой дух солдат. Прозвучала команда «Ложись!». Ребята, конечно, растерялись, у многих появилась мысль: «А куда мы попали?». После обстрела подогнали БТРы и «Уралы», к ужину солдаты уже были на месте. Еще неделю бегали в горах на время с вещмешками, наполненными камнями. Бойцы проходили акклиматизацию, привыкая к местной погоде. Нашего героя ждала профессия водителя, поскольку после школы через военкомат он прошел водительские курсы.
191-й
2-3 февраля 1980 года 191-й Отдельный мотострелковый полк численностью 2200 человек вошел на территорию Афганистана. В начале апреля 1980 года полк маршем прошел через Саланг, Чарикар, Кабул и расположился недалеко от Газни. Молодой боец служил в 1-м батальоне 3-ей роты, основной задачей которой было сопровождение колонн, чтобы они могли пройти без обстрела. Ведь там перевозили горюче-смазочные материалы, продукты, боеприпасы. Так, однажды было задание сопровождать колонну в Палихумри через перевал Саланг - это большой и длинный туннель, где нет вентиляции, и солдаты, остановившись по непредвиденным причинам (например, из-за неисправности техники), погибали от угарного газа. Такие случаи были. В этот раз все прошло благополучно, перевал удалось преодолеть.
После возвращения солдат отправили на черикарскую операцию. Бойцы месяц жили в полевых условиях: спали в БТРах, плащ-палатках, ели всухомятку. Здесь Рамис Гараев впервые увидел погибших, которые подорвались на фосфорной мине при прочесывании кишлака. После второй операции в Черикарской долине ему объявили благодарность, а по возвращении на Родину вручили медаль «За отвагу». Тогда он был на БТРе, и солдаты смогли «утихомирить» нападающих. После черикарской операции под Новый год он заболел «желтухой» и был отправлен в госпиталь на месяц в Кабул. А полк в это время ушел на выполнение ургунской операции. Вылечившись, боец возвратился обратно и продолжил службу.
Полный вариант читайте в свежем номере газеты "Огни Агидели"...