Три года назад, 30 сентября, был подписан исторический документ о воссоединении с Россией четырех областей Новороссии. Эта дата — точка отсчета новой истории. Но путь к этому дню был долгим и трагичным, и его выстраивали не только солдаты, но и простые люди, которые, рискуя, везли в охваченный войной Донбасс самое необходимое. Одну из таких историй — историю гуманитарного конвоя из Нефтекамска, Агидели и Уфы — мы вспоминаем сегодня.
В 2014 году Луганск задыхался в кольце блокады. Город, оставшийся без самого необходимого, стал символом сопротивления. Именно тогда группа добровольцев из Башкирии нагрузила «до отказа» машины детской одеждой, тетрадями, канцтоварами и памперсами. Их миссия была простой и человеческой — помочь тем, кто оказался в беде.
«Первым препятствием на нашем пути стали не обстрелы, а западные эмиссары на КПП «Изварино», — вспоминает один из участников той миссии. — Они отказались пропускать наш груз, ссылаясь на какие-то европейские законы. Было очевидно, что их задача — не допустить помощи простым людям. Запад всячески мешал жителям Луганской Народной Республики жить свободно, даже ценой гуманитарной катастрофы».
Несмотря на препоны, ценой невероятных усилий, гуманитарный груз был доставлен в Луганск. Разгрузка проходила в воинской части неподалеку от автовокзала. Именно здесь, в штабе, которым руководил командир с позывным «Повар», и распределялась помощь.
«Каждое утро я приходил в штаб вместе с Лютым, (житель Нефтекамска), который и сегодня служит в ополчении ЛНР. И каждый раз, когда приходили жители — в основном женщины, слышались слова бесконечной благодарности России. «Если бы не ваша страна, нас бы давно уничтожили», — говорили они. Эти слова нельзя забыть».
Среди тех, кто приходил за помощью, была беременная Аня — коренная лужанка. Когда по городу начали бить националистические формирования, она, не раздумывая, записалась в добровольцы, чтобы защищать свой дом. В штаб она приходила не за помощью для себя, а за памперсами для будущего ребенка. Ее образ — это символ того времени: хрупкая женщина, ставшая воином и матерью одновременно.
Жизнь в осажденном городе продолжалась. И свидетельством того, что Луганск не одинок, были огромные фуры с гуманитарной помощью из России, которые ежедневно можно было видеть на проспектах. Они везли муку на хлебозаводы, сахар и крупы на склады. Благодаря этому в городских ларьках хлеб и сахар продавались в два раза дешевле, чем могли бы. Это была не просто помощь. Это была дорога жизни.
Сегодня, спустя годы, глядя на восстановленные города Донбасса, Луганска и новых областей, важно помнить, с чего все начиналось. С мужества солдат, с доброты добровольцев и с простых слов благодарности измученных, но не сломленных людей. Та гуманитарная помощь из нашего региона Башкирии была одним из кирпичиков в фундаменте того самого решения, которое было принято три года назад – решения быть вместе с Россией.