Все новости
Культура
25 Февраля , 14:32

Их сила - в связи с природой

Какой-то необычайной мистикой и мифами окутан марийский народ. Вероятно, это связано с тем, что мы мало знаем о культурном наследии финно-угорского населения. Рядом с нами живут представители загадочного и самобытного народа, которые смогли пронести свои обычаи через много сотен лет. Сила их в том, что они до сих пор сохранили свою связь с природой. Героиня нашей публикации - представительница марийской культуры, уроженка Башкирии Мария МЕДВЕДСКИХ рассказала о своей жизни и о тех традициях, которые она знает и помнит с детства.

Их сила - в связи с природой
Их сила - в связи с природой

Из жизни Марии Николаевны 

Родилась Мария Николаевна в 1953 году в деревне Кереметево Краснокамского района Башкирии. В семье росло шестеро детей. Папа работал в колхозе плотником, а мама разнорабочей в колхозе. С третьего класса Мария работала в колхозе. Не окончив и девяти классов, поехала на заработки в Свердловск, где жила ее старшая сестра. В Свердловске она поступила в училище при кондитерской фабрике №1, хотя признается, что никогда не любила конфеты. Окончив училище, она решила съездить на Родину, встретить брата из армии. Так получилось, что ехала в одном вагоне с дембелями из Германии.

- В поезде стояли хохот, гвалт, веселье. Некуда было даже присесть. Тогда я увидела на нижней полке спящего молодого парня и подсела к нему. Позже он проснулся, ну, мы и познакомились, разговорились. Оказалось, что он едет домой в Новосибирскую область. На тот момент не было мобильных телефонов, и он взял адрес. Парень был очень решительный, через три дня он приехал и увез меня в Новосибирскую область, - вспоминает Мария Медведских.

Она даже не догадывалась о том, что он сразу предложит ей руку и сердце. Ее родные ничего не знали о замужестве, все произошло спонтанно. Когда молодые приехали в Башкирию, мама, конечно, ругалась на дочь, но после смягчилась и сменила гнев на милость. У марийцев принято со стороны жениха ставить ящик водки родным невесты. Обычай есть обычай, и молодой муж, как положено, поставил ящик водки. Мама невесты начала готовиться к свадьбе, собрали всю деревню, гуляли два дня, а после молодые уехали обратно к супругу.

В Новосибирской области Мария родила дочь Марину. Позже молодые решили переехать в Башкирию. Родные рассказали о начале строительства атомной станции в Агидели. Супруг устроился туда каменщиком, а Мария Николаевна, получив квартиру в Агидели в 1982 году, работала крановщицей. А в 1996 году после закрытия строительства атомной станции ей пришлось уйти в торговлю. С первым мужем они расстались, и через год она встретила свою судьбу. Со вторым супругом они живут уже более 20 лет.

В это время впервые в городе был организован марийский ансамбль «Вис-вис» (в переводе с марийского «Ромашка»), руководителем которого стала Римма Ильина, а баянистом Сергей Шамиданов. Такого ансамбля на тот момент нигде не было, участники выезжали в Нефтекамск на фестиваль финно-угорских народов, костюмы для выступлений шили сами. Мария Николаевна активно втянулась в жизнь коллектива и выезжала с ними на мероприятия.

Сейчас она на пенсии, любит заниматься огородом, на рынке торгует цветами, занимается рукоделием, но уже гораздо меньше. А вот раньше она любила вязать крючком, и дома у нее полки ломятся от красивых нарядов, сделанных вручную.

Еще Марие Николаевне нравится путешествовать. Они вдвоем с мужем успели побывать в Севастополе, Адлере, Джубге, Горячем Ключе, на Байкале. Наша героиня ведет активную жизнь. Недавно городскому музею она подарила два марийских платья и два кафтана. Мария Николаевна с удовольствием рассказала нам о праздниках, обычаях и традициях своего народа.

Марийские свадьбы

Раньше в старину родители искали жениху здоровую невесту, исходя из статуса семьи. Невеста готовила платье себе, а также готовила сундук с приданым: платья, платки, полотенца. Нередко молодые были не согласны с выбором родителей, после чего страдали все. Благо, сейчас эта традиция потеряла свою актуальность.

К свадьбе жених готовил тройку с кошевкой, украшал ее лентами и полотенцами. За невестой ехала вся родня, а впереди кучер. Сперва заезжают к крестным невесты, где молодых угощают чаем, а потом забирают невесту к себе родные мужа. На свадьбе в середине праздника открывают сундук, сажают рядом с ним на подушки маленьких девочек, которые, раздавая подарки гостям, получают от них деньги. Близким дарят из сундука приданое. Молодой жене обещают гуся, теленка, барашка, чтобы молодые могли поднять хозяйство.

К слову, на свадьбе самодельное домотканое полотенце, длиной два с половиной метра, невеста оборачивала вокруг шеи жениха. Это же полотенце принято вешать на похоронах супруга на шест или березовую ветку.

Раньше гуляли только со стороны жениха. Родственники со стороны невесты не присутствовали на празднике. Семьи отмечали свадьбу отдельно. Некоторые традиции сохранились по сей день, однако сейчас следуют им не так строго: дарят в основном деньги, отмечают праздник в кафе.

На следующий день невеста должна была топить баню, и первыми в нее шли молодожены. Гости при этом шутят, пытаются зайти в баню, а жених должен быть чутким и не давать возможности украсть невесту. Невеста в этот день печет блины, а ей за это дают деньги. Также есть свадебная игра, когда гости деньги бросают на пол, а молодая супруга подметает и собирает их себе. Обычно свадьбу гуляют три дня, а после нее молодожены переезжают жить к родным или в свой дом.

Продолжение в свежем номере газеты "Огни Агидели"...

Автор:Андросенко Альфия
Читайте нас в