Кто такие дропперы
Дропперами, или дропами (от английского drop — бросать) называют людей, которые задействованы в нелегальных схемах мошенников по выводу средств с банковских карт.
«Зачем нужны дропперы? Простой пример — если бы жертвы финансовых мошенников перечисляли деньги напрямую на счет злоумышленников, то полиция могла бы быстро их вычислить. Чтобы этого не произошло, аферисты нанимают людей, которые сдают в аренду свои пластиковые карты и проводят эти операции с их помощью», — рассказал председатель комитета Ассоциации российских банков по повышению уровня финансовой грамотности Максим Семов.
Есть три вида дропперов. Их различаются по способу использования банковских карт.
«Обнальщики». Аферисты перечисляют таким дропам деньги на карту, а те за небольшое вознаграждение снимают наличные в банкоматах.
«Заливщики». Такие люди получают наличные от других дропов, вносят их к себе на счет через банкомат и отправляют дальше по цепочке «транзитникам».
«Транзитники». Эти люди принимают от мошенников деньги на свой счет, а дальше, следуя указаниям аферистов, переводят их другим лицам.
«Это может происходить следующим образом. Мошенник говорит: "Я буду ежедневно перечислять на твою карту определенную сумму, а ты — переводить ее по реквизитам, которые будут приходить вечером в WhatsApp". То есть, человек за вознаграждение предоставляет злоумышленникам свою карту для таких операций», — пояснил Максим Семов.
Для чего используют дропперов
Преступники используют дропов не только для «отъема» денег у населения, но и для других целей.
«Все читали новости о поджогах военкоматов, выводе из строя релейных шкафов на железных дорогах? Все это финансируется через цепочки дропов. Эти люди не знают, откуда пришли средства и кому уходят, они просто зарабатывают свою копейку, не догадываясь, что деньги предназначены террористическим организациям», — отмечает Максим Семов.
«Когда бизнесменам нужны наличные деньги, они могут воспользоваться услугами посредников, которые помогают провести такие операции. Если речь идет о малом бизнесе, владелец, скорее всего, обратится за "помощью" к родным и знакомым с предложением: "Ребята, я буду вам переводить деньги, а вы их снимать, отдавать мне и получать за это некую сумму". Как правило, на такие вещи в первую очередь ведутся подростки и молодежь», — рассказал Максим Семов.
«Когда инвестор хочет перевести криптовалюту в фиатные деньги, он открывает интернет, и там ему предлагают P2P-сделку. Трейдер говорит: "Я готов купить твою криптовалюту за рубли. Если устраивает курс — вот мой кошелек". А дальше продавцу переводят рубли, но сначала прогоняют их через цепочку дропов. Потому что если трейдер отправит их напрямую, скорее всего, у банка возникнут вопросы относительно назначения платежа. P2P-сделки широко рекламируют в сети, и инвесторы часто используют их, потому что есть ложное убеждение, что других способов обменять криптовалюту нет, не через биржи же их проводить — это якобы долго и дорого, кроме того, нужно пройти процедуру идентификации и проверки личности, которая называется "знай своего клиента", а это, как полагают многие, может привести к блокировке операции», — пояснил Максим Семов.
Как попадают в дропперы
Дропперы не всегда действуют умышленно. Люди часто не догадываются о том, что нарушают закон. Поэтому дропов делят на две категории.
Существуют разные способы привлечения подставных лиц. Попасть в преступные схемы можно следующими путями.
«Ко мне иногда после семинаров подходят ребята и говорят: "Мама с папой регулярно просят снимать деньги с моей карты. Меня вовлекли?" Я отвечаю: "Да, вас вовлекли. Ваши родители, наверное, не знают о том, что это незаконно», — рассказал Максим Семов.
«Дроповоды вербуют людей на стройках, территориях школ, общежитий, техникумов и колледжей — то есть в местах, где информацию легко распространять и, опираясь не невысокий уровень финансовой грамотности, «собрать урожай» — завлечь людей. За оказанные услуги они обещают постоянный заработок и отсутствие проблем с законом. А дальше работает сарафанное радио. Например, у Маши есть айфон. Петя тоже хочет такой телефон и спрашивает у Маши: "Родители подарили?" Маша отвечает: "Сама заработала. Схема следующая… Если тебе нужно, я поговорю". Так это работает», — пояснил Максим Семов.
«Простой пример — объявление в интернете о продаже велосипеда. Стоит такое средство передвижение, допустим, 100 тысяч рублей, но отдают его за 10 тысяч рублей. Причина — хозяин уезжает из страны и срочно распродает имущество. Покупателю говорят, что желающих много, и хорошо бы внести предоплату — условно, 5 тысяч рублей. Человек соглашается, ему диктуют реквизиты. И вот уже новой жертве падает на карту 5 тысяч рублей. Мошенник звонит и говорит: "Вы получили 5 тысяч рублей, я вам отправил их по ошибке, скиньте их, пожалуйста, на этот номер". Человек соглашается и переводит деньги. Таким образом, в цепочке дропов оказывают двое ни в чем не виноватых людей — обманутый покупатель и человек, получивший на карту деньги "по ошибке"», — привел пример Максим Семов.
Дропов также ищут через сайты знакомств. Например, молодой человек знакомится в сети с девушкой с финансовыми проблемами. После нескольких свиданий он предлагает ей заработать хорошие деньги в качестве посредника. Девушка соглашается, делает несколько переводов, и ее знакомый исчезает. Когда к ней приходят следователи, оказывается, что настоящее имя дроповода она не знает, его телефон недоступен, а сим-карта оформлена на другого человека.
Что грозит за дроп
Вовлекая россиян в преступную деятельность, дроповоды обычно рассказывают, что ничего незаконного в таких действиях нет — в уголовном и административном кодексах статьи за дроп не предусмотрено.
«Мошенники рассказывают россиянам, что ничего страшного и опасного в дропе нет. Законом не установлен запрет на снятие в банкомате наличных и перечисление средств с карты на карту. Таких статей в Уголовном кодексе нет. Самое неприятное, что может случиться, — заблокируют карту. Их аргументы следующие: "За что вас арестовывать? За то, что вы перевели собственные деньги? За то, что сняли наличные в банкомате, которые вам перевел друг? Бояться нечего". Но, как правило, через некоторое время оказывается, что наказание все-таки есть», — отмечает Максим Семов.
Последствия для посредников могут быть очень серьезными, а наказание суровым. В лучшем случае за участие в преступной схеме человеку могут заблокировать счета, в худшем — последует уголовная ответственность.
«Чем чревата блокировка? Человек в дальнейшем может иметь трудности с открытием новых счетов и с кредитной историей. Информация о блокировке останется в межбанковском реестре», — отметил Максим Семов.
«Если вы перевели деньги, которые пошли на финансирование терроризма, можно получить пожизненный срок. Такие преступления раскрывают всегда, по крайней мере, в части финансирования. Когда цепочка становится известна, все ее участники получают очень суровое наказание. Оно не зависит от суммы, которую человек перевел», — рассказал Максим Семов.
Заключение
Злоумышленники заметают следы с помощью посредников, делая их соучастниками своих противоправных действий. Даже если люди до конца не отдают себе отчет в том, что они являются частью преступной цепи, отвечать за это перед законом приходится по всей строгости — это тот случай, когда незнание не освобождает от ответственности. Именно поэтому важно распространять информацию о схемах вовлечения населения в противоправную деятельность.
Для эффективной борьбы с дропов также следует совершенствовать законодательство. В июле 2023 года был подписан закон, направленный на улучшение механизма противодействия хищению денежных средств (антифрод) со счетов в банках. С 25 июля 2024 года лицам, признанным дропперами, в России будет отказываться в дистанционном банковском обслуживании.
Будьте бдительны!